Время новостей
     N°192, 16 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.10.2008
Дело техники
«Театральная паутина» справила пятилетний юбилей
Предпоследними словами перед открытием фестиваля в театре «Мастерская П. Фоменко» были: «Ростову отзвони. Картинка не идет вообще». Картинка из Ростова так и не пошла, а из Петербурга в ходе интернет-моста не пошел звук. Для фестиваля, объединяющего высокие технологии и высокое искусство (спектакли из разных городов транслируются в Интернете на сайте kultu.ru), такие сбои -- обычное дело. Чтобы их избежать, нужно либо вовсе отказаться от его проведения, либо возвращаться к нему каждый год с удвоенным рвением. Организаторы пока придерживаются второго пути.

«Если мы уже сейчас не будем заниматься новыми информационными технологиями и их развивать, то от театральных спектаклей будут оставаться только воспоминания. Очень важно найти способы фиксации и распространения спектаклей, чтобы хотя бы их дух можно было передать людям, которые никогда не смогут попасть в театральный зал», -- директор проекта «Культу.Ru!» Игорь Овчинников объясняет, почему стоит тратить деньги на съемку театральных постановок вместо того, чтобы, например, просто отдать их на развитие региональных театров, которым живется не слишком сладко.

Фестиваль появился в 2004 году, когда Игорю Овчинникову и Елене Левшиной надоело ездить по стране с лекциями о пользе Интернета для театров. Они решили на практике продемонстрировать возможности этого неочевидного симбиоза. Первая же интернет-трансляция -- «Семейное счастье» Петра Фоменко (Овчинников ко всему прочему является помощником художественного руководителя «Мастерской») -- окончилась неудачей. К серверу было такое количество подключений, в разы превышающее даже самые смелые прогнозы, что он не выдержал и рухнул. Теперь сервер рассчитан на 10 тыс., и накладок, по крайней мере подобно дебютной, не ожидается.

Впрочем, «проклятье», связанное с виртуальной жизнью фоменковских постановок, преодолеть пока не получилось: первый заявленный в программе фестиваля спектакль, «Бесприданницу», пришлось отменить из-за болезни Полины Агуреевой. Посетителям сайта, а также зрителям, специально собравшимся в просмотровом зале Александринского театра и малом зале «Мастерской П. Фоменко», предложили другой спектакль театра -- «Самое важное». Устроители показа явно расстроились. Хотя показанный на экране монитора спектакль живым уже не очень назовешь, но во время фестиваля предпочитают все же осуществлять прямые трансляции, а не записи. «В прямой трансляции есть несколько колоссальных достоинств, -- говорит Игорь Овчинников. -- Когда человек сидит у монитора и понимает, что спектакль происходит не здесь, но сейчас, это совершенно другой эмоциональный градус восприятия. К тому же и у съемочной бригады, режиссеров, операторов нет права на ошибку; это заметно обостряет чувства, дает свой особый адреналин. В прямой трансляции есть то, что важно в театре, -- чувство реальности; его не подрисуешь потом в фотошопе».

В течение «маленького, но гордого» юбилейного фестиваля будет показано еще семь спектаклей. Непосредственно сегодня вечером, 16 октября, можно увидеть премьеру Ростовского государственного музыкального театра -- оперу «Кармен» в постановке Юрия Лаптева. После первого показа каждый спектакль в течение суток транслируется на сайте -- в России много часовых поясов, к тому же зрителями часто становятся люди, живущие за границей. Ожидается три постановки дальневосточных театров -- туда и добраться сложно, оттуда и выехать на гастроли очень дорого: Приморский академический краевой драматический театр им. Горького покажет «С любимыми не расставайтесь», театр КнАМ -- «Сухобезводное» (единственный спектакль на фестивале по современному тексту), а Хабаровский ТЮЗ -- «Гедду Габлер». Режиссер двух последних постановок -- художественный руководитель КнАМа Татьяна Фролова. Из Кемеровского областного театра кукол им. А. Гайдара будет транслироваться кукольный спектакль «Пер Гюнт» по Ибсену, а из Новосибирского театра музыкальной комедии -- мюзикл «Гадюка». Закроет фестиваль «Женитьба» Александринского театра в постановке Валерия Фокина.

«Для «Театральной паутины» спектакли отбираются, наверное, волюнтаристски, но на основании тех советов, которые дают наши друзья-театроведы, их можно назвать экспертным советом, -- рассказывает Игорь Овчинников. -- Кроме того, каждый год у нас есть определенные технические задачи. Например, в этот раз мы отправляемся на Дальний Восток и оттуда транслируем спектакли. В прошлом году мы хотели выехать за рубеж -- поехали в Израиль и показали местный спектакль. Мы стараемся соблюдать многожанровость фестиваля, чтобы были не только драматические спектакли, но и музыкальные, кукольные, экспериментальные и все самое разное».

Самое разное можно увидеть на сайте kultu.ru и в течение года -- здесь еженедельно проходят трансляции спектаклей. Фестиваль же -- это своего рода публичная акция. Спектакли показывают так часто, что надо очень постараться для того, чтобы ничего не пропустить. Ведь не нужно ни бронировать билеты, ни спешить вечером в театр, ни искать магазин с цветами. Достаточно в адресную строку ввести правильный адрес, а дальше -- уже дело техники. Главное только, чтобы звук и картинка пошли, в театре -- даже в XXI веке -- без них никак.

Юлия ЧЕРНИКОВА
//  читайте тему  //  Театр