|
|
N°192, 16 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Четыре дня нестандартного кино
В Москве стартует фестиваль артхаусных фильмов 2morrow
В пятницу в кинотеатре «35 ММ» показом фильма «Карамазовы» одного из лидеров современной восточноевропейской режиссуры Петра Зеленки откроется второй международный фестиваль 2morrow, посвященный кино завтрашнего дня.
Почему артхаус -- в лучшем своем проявлении -- действительно является лабораторией тех процессов, что будут задавать моду завтра, объяснять вряд ли нужно. Именно фильмы, заточенные на работу с киноязыком, впоследствии осваиваются мейнстримом и растаскиваются на множество приемов и цитат. (Недаром большинство голливудских мейджоров имеет при себе артхаусные подразделения.)
Россия, как известно, в значительной степени страна авторского кино, и нынешняя проблема не в отсутствии режиссеров, работающих в этой нише (они есть), а в отсутствии адекватного проката для такого кино. Адекватного, то есть долгого -- настолько, чтобы фильм мог выработать свой коммерческий потенциал. Как, собственно, и происходит во всем мире, где такие фильмы, как прошлогодний победитель Канна румынский «4 месяца, 3 недели и 2 дня», способны небольшим количеством копий собирать миллионы. В России с ее нехваткой кинозалов и очень быстрым массированным прокатом артхаус исчезает из поля зрения мгновенно.
Видимо, исходя из всех этих соображений два с лишним года назад к продюсеру, главе Интерфеста Ренату Давлетьярову пришел режиссер Иван Дыховичный с предложением проводить в Москве ежегодно фестиваль артхаусного кино. Давлетьяров идею поддержал и предложил на роль программного директора известного кинокритика, постоянного автора «Времени новостей» Алексея Медведева.
Первый 2morrow прошел в Москве осенью прошлого года -- с аншлагами, которых не ожидали даже сами организаторы. Дыховичный вспоминает, что, выйдя на сцену на церемонии закрытия, он увидел публику, подобную той, что собирали когда-то спектакли Театра на Таганке. Иван Дыховичный вообще производит впечатление самого воодушевленного и оптимистично настроенного члена этой фестивальной команды. Например, он свято убежден, что в период мирового кризиса окажется востребованным именно такое кино, какое собирает фестиваль «Завтра», -- в драматические моменты у человека возникает потребность постижения происходящего.
В этом году особый упор будет сделан на соприкосновение кино и литературы. Откроет фестиваль, как уже говорилось, фильм «Карамазовы» сорокалетнего уроженца Праги Петра Зеленки. Это не прямая, а опосредованная экранизация романа Достоевского: пражский театр привозит на авангардный фестиваль в Польшу постановку «Карамазовых». Площадкой выбран сталелитейный завод в Кракове -- мы наблюдаем репетицию спектакля и параллельно следим за взаимоотношениями людей в труппе и среди зрителей.
Из русской классики в разных программах фестиваля будут также французский «Идиот» и армянская «Анна Каренина», но наибольший интерес зрителей вызовет скорее всего зарубежная современная классика. В первую очередь «Возможность острова» -- режиссерский дебют Мишеля Уэльбека, снятый им по роману, который сам он считает лучшим из всего им написанного. В главной роли Бенуа Мажимель, которого российские зрители полюбили после «Пианистки» Ханеке, представлять же фильм будет режиссер, и он к тому же проведет в Москве мастер-класс.
Ожидается режиссерский дебют еще одного писателя -- «Лекция 21» итальянского прозаика и драматурга Алессандро Барикко. (По одному из произведений Баррико Джузеппе Торнаторре снял в свое время «Легенду о пианисте».)
Другая помимо литературы тема нынешнего фестиваля -- музыка. Составлена специальная программа под названием «Полночная музыка», представлять которую будет критик Максим Семеляк, а абсолютным ее хитом наверняка станет режиссерский дебют Мадонны «Грязь и мудрость» с экс-украинским панком Евгением Гудзем в главной роли.
Известный уже в России композитор Зигфрид (Зиг) представит в этой программе свою абсолютно авторскую (он здесь и режиссер, и сценарист, и оператор) работу «Киногамма». Это путешествия Зигфрида с камерой в руках с запада на восток -- из Москвы в Индию через Таллин, Орск, Новотроицк, Узбекистан, Афганистан и Внутреннюю Монголию.
Такому фестивалю, как «Завтра», положено собирать сливки со всех крупнейших киносмотров мира, ведь у него нет ограничений регламента, и то, что фильм уже где-то участвовал и даже был награжден, никак не может служить препятствием показу его в Москве. Так что в этом году в секции гала-премьеры представят победителя Канна-2008 французский фильм «Класс» (оригинальное название -- Entre les murs). О нем уже много писали в прессе. Напомним лишь, что в центре внимания один класс в неблагополучном районе, а в главных ролях реальные школьники. По теме чем-то схож с французским «Классом» российский участник конкурсной программы картина Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Только у нее в ролях трех подружек-девятиклассниц профессиональные молодые актрисы, это первый и явно удавшийся опыт Германики в работе с профессионалами. Три года назад Давлетьяров и Медведев включили фильмы Германики (как бы документальные «Сестры» и «Девочки») в специальную программу «День русского кино в Канне». Тогда Валерия во Францию не поехала -- не успела получить визу, зато в этом году получила, как известно, специальное упоминание жюри дебютов «Золотая камера». Но 24-летняя Германика, утверждает Алексей Медведев, человек очень амбициозный и рвется участвовать в официальном конкурсе, вот «Завтра» и предоставляет ей такую возможность. Дыховичный объясняет выбор русского участника еще проще: Гай Германика, по его мнению, один из немногих российских режиссеров, кто умеет говорить про современность современным же языком.
Судить конкурсную программу будет представительное жюри в составе двух кинорежиссеров, американского и русского, -- Абеля Феррары и Бориса Хлебникова, голландского фотохудожника, клипмейкера и режиссера Антона Корбайна, писателя Владимира Сорокина и чешской актрисы Анны Гейсларовой. А параллельно будет работать еще и жюри блогеров.
Закроется фестиваль в понедельник, 20 октября, фильмом «Токио!», состоящим из трех новелл, снятых Мишелем Гондри, Лео Караксом и южнокорейским режиссером Чун Хобоном. Тема вынесена в заглавие: портрет японской столицы, увиденной с трех разных ракурсов.
Тогда же на торжественной церемонии раздадут призы по четырем категориям -- «Звук», «Изображение», «Актеры», «Истории».
Полная программа фестиваля на сайте http://www.2morrow.ru/
Лариса ЮСИПОВА