|
|
N°143, 10 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пять в одном
В Евразии появилось экономическое сообщество
Президентский лайнер Владимира Путина прибыл вчера в Астану с получасовым опозданием. В аэропорту казахстанской столицы мерзли девушки в национальных костюмах. Нервничал, видимо, и сам президент Казахстана. Нурсултан Назарбаев, наверное, вспоминал шутку российского президента, которой тот объяснял ему общеизвестную свою склонность всюду опаздывать. «Вы же знаете мою прежнюю работу, -- сказал Путин Назарбаеву, -- так вот, я задерживаюсь, потому что проверяю, не увязался ли за мной хвост»...
В конце концов и на казахстанскую улицу пришел праздник. Во-первых, здесь все-таки дождались второго президента России. Дело в том, что знакомство с Центральной Азией, несмотря на давнее желание Нурсултана Назарбаева, Владимир Путин начал с других партнеров по СНГ -- Таджикистана, Узбекистана и Туркмении. Это даже стало причиной слегка ревнивой озабоченности в Астане -- не решила ли Москва сделать главным партнером в регионе Ташкент... Подобные подозрения после нынешнего визита должны быть отчасти сняты. Как заявил вчера г-н Назарбаев после первого раунда переговоров с Путиным, «Казахстан, подписавший два года назад Договор о вечной дружбе с Россией, остается ее верным и надежным партнером и желает быть всегда рядом с Россией». Сидевший рядом с ним президент России, в этот момент как-то особенно пытливо посмотрел на коллегу, и в ответном спиче дал понять, что очень доволен взаимопониманием с ним.
Второе событие, превратившее пребывание Путина в праздник для президента Казахстана, случится сегодня. В Астане в ходе саммита лидеров стран Таможенного союза СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) пятерка провозгласит свое преобразование в Евразийское экономическое сообщество.
Уже принята и официальная аббревиатура новой организации, прямо скажем, не слишком благозвучная -- ЕврАзЭС. Так начала воплощаться в жизнь давняя идея Нурсултана Назарбаева об образовании на постсоветском пространстве Евразийского союза, обязанная своим возникновением трудам знаменитого Льва Гумилева. Недаром именем российского историка назван бывший пединститут в Целинограде, а теперь -- Евразийский университет. Кстати, вчера же было подписано соглашение об образовании в стенах этого вуза филиала МГУ им. Ломоносова.
Зная «евразийскую» слабость Назарбаева, Владимир Путин не мог не сделать соответствующий реверанс в его адрес, публично напомнив об этом его авторском праве, что было весьма дипломатично. Однако сама идея ЕврАзЭС принадлежит Москве. Устав от упреков в том, что Россия не дает «зеленый свет» зоне свободной торговли (ЗСТ) в СНГ, Москва решила локализовать проблему и попытаться создать ее хотя бы в рамках «таможенной пятерки». Главную проблему ЗСТ -- отмену взимания косвенных налогов по месту отправления товаров -- попытаются решать двухсторонними соглашениями, как это было сделано вчера в Астане между Россией и Казахстаном.
Как утверждают творцы ЕврАзЭС, новое сообщество будет строиться по примеру Европейского экономического сообщества. Финансовые взносы и количество голосов при принятии решений будут распределяться пропорционально экономическому потенциалу «пятерки»: Россия -- 40%, Белоруссия и Казахстан -- по 20%, Киргизия и Таджикистан -- по 10%. Мало того, при нарушении взятых на себя финансовых обязательств возможно временное лишение права голоса. При обсуждении этого принципа попытался сказать «нет» Таджикистан. Коллеги из Казахстана, однако, успокоили соседей: «Ничего страшного, мы сами иногда в международных организациях из-за безденежья попадаем в такое положение, сидим, слушаем других, а потом находим деньги и снова можем голосовать».
Тем не менее новый «младенец», родившийся в Астане, не всем кажется «жильцом». Действительно, оснований для скепсиса более чем достаточно. Уж слишком разными выглядят страны «пятерки» в качестве действенных экономических партнеров и по итогам проведенных рыночных реформ, если они вообще где-либо проводились, и по зависимости от внешних связей. А что делать с увеличением таможенных пошлин, вводимых, например, Казахстаном в одностороннем порядке в отношении Киргизии? Или практическим восстановлением таможенных границ между Россией и Белоруссией. Или с чрезмерно высокими таможенными пошлинами, введенными Россией за транзит через свою территорию, что делает практически ничтожной торговлю между Казахстаном и Белоруссией.
Владимир Путин, завершив комплименты в адрес хозяина встречи, только и заметил меланхолически по поводу ЕврАзЭС: «Надо теперь посмотреть, что получится на практике...» «Хотели как лучше...» -- говаривал один российский премьер.
Аркадий ДУБНОВ, Астана