|
|
N°191, 15 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Завтрак для супермена
Бывший лидер группы Supertramp Роджер Ходсон выступил в Доме музыки
Бодрый «катящий» ритм, прекрасные песни с мелодиями простыми, но витальными. Песни с «фишечками» -- неожиданными гармоническими неправильностями, «кривыми» аккордами... На сцене всего два музыканта, которые явно сами получают удовольствие от происходящего.
В концерте Роджера Ходсона все как-то сошлось: и искренний интерес подготовленной публики, и настрой Ходсона пообщаться с залом, да и, наконец, просто то, что концерт изначально не был заявлен ни как «событие сезона», ни как еще какая модная ахинея. Хотя мог бы претендовать.
Но все просто: любящие английскую группу Supertramp пришли послушать хорошие песни, а артист -- с удовольствием спеть их. Своим обворожительным теплым фальцетом (реально, Ходсон из тех странных рок-вокалистов, чей голос с годами становится только лучше) в скупых минималистичных аранжировках: гитара плюс рояль, рояль плюс саксофон... Ничего лишнего, и ничего недостаточного. «Вы слышите эти песни так, как они были написаны», -- объяснил автор.
Ровно восемь. В зале горит свет. На сцене рояль, две акустические гитары, клавиши и саксофоны. И кадки с искусственными пальмами. Странное ощущение. Детский утренник? Не совсем. Наконец свет гаснет, на сцену выходит герой вечера -- седовласый длинноволосый Ходсон в черной жилетке, садится за клавиши и без лишних предисловий бодро исполняет Take the Long Way Home, песню Supertramp. После аплодисментов благодарит публику -- в том числе за «то, что пришли в понедельник». Так устанавливается, как сейчас принято говорить, «формат» вечера: Ходсон не устает общаться с публикой, каждую песню комментирует, шутит и отвечает на реплики из зала. Вторым номером Ходсон под аккомпанемент 12-струнной гитары (и саксофона; вот и весь состав) поет Give a Little Bit -- большой хит, в 90-е перепетый модной группой Goo Goo Dolls. Забегая вперед: песня прозвучала еще раз на бис. Ходсон сказал, что это его самая любимая песня и что у него к ней личное отношение. В других интервью он говорил, что песня написана под воздействием The Beatles вообще и All You Need is Love в частности. Темы любви, мира и спокойствия -- излюбленные у Ходсона. Он настоящий романтик. Хиппи, можно сказать. Хотя и он, и Supertramp отнюдь не хипповская музыка, скорее софт-рок, «взрослая поп-музыка». Плюс еще мелодический дар Ходсона -- совсем, совсем особенный.
К середине концерта, после Lovers in the Wind и ранней баллады Rosie Had Everything Planned, звучит наконец песня, в 1979-м превратившая не слишком удачную группу Supertramp (к тому же основанную на деньги некоего голландского миллионера) в мировых звезд и рок-легенд. Breakfast in America, как нетрудно догадаться. (Недавно ее перепел модный Джеймс Блант.) В этой версии очень здорово была сделана партия сопрано-саксофона: короткие мотивчики, острые фразы... Главный хит Supertramp публика приняла с восторгом. Под конец концерта (прошли Logical, Dreamer и с последнего на сегодняшний день сольного альбома Along Comes Mary) зал вообще стоя прихлопывал и притопывал. И ведь публика не юноши-девушки!
Ходсон поинтересовался у публики, «хорошо ли в России знают Supertramp?» А что, незаметно?.. «Мы же никогда не были у вас!» Почему-то это очень удивляет заезжих рок-звезд. Ну не были и не были. А про «магнитофонную культуру» ничего не слыхали? Четверть века назад это была штука посильнее Интернета со всеми его «майспейсами» да «лайвджорналами». Сам-то Ходсон, впрочем, приезжал. Правда, как ассистент на некоем кинопроекте. Дело было в конце 80-х; с тех самых пор Роджер Ходсон, которому «очень понравились русские люди», мечтал вернуться в Россию. Вот и получилось. Наконец-то.
Александр БЕЛЯЕВ