Симоновский райсуд Москвы
удовлетворил в полном объеме иск помощника нотариуса Инны Ермошкиной, в котором она требовала признать незаконным решение конкурсной комиссии на замещение вакантных должностей нотариусов. Суд признал, что конкурсная комиссия в свое время отдала предпочтение нескольким кандидатам, чьи родственники занимают весьма высокое положение во власти, а другие 80 соискателей получили низкие баллы без всяких объяснений. Если это решение суда вступит в силу, то своих «доходных мест» лишатся 16 нотариусов, среди которых жена заместителя генпрокурора Александра Буксмана -- Ирина; супруга бывшего первого зампредседателя Верховного суда Владимира Радченко -- Людмила; родственник главы МЧС Сергея Шойгу -- Алексей Кузовков; хорошая знакомая умершего в конце прошлого года президента Нотариальной палаты Виктора Репина Елена Борунова и сын начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина -- Александр.
Как уже рассказывала газета «Время новостей», это решение Симоновского суда о признании незаконными итогов конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов не первое. В июле этого года тот же суд уже удовлетворил один такой иск Инны Ермошкиной, и тогда, в частности, недобросовестным было признано назначение на должность нотариуса в 2006 году хорошей знакомой президента Нотариальной палаты Василия Ралько Ольги Котовой. Правда, сама помощник нотариуса узнала об этом уже постфактум, поскольку была под арестом.
В мае ГСУ ГУВД возбудило в отношении нее уголовное дело, обвинив в квартирном мошенничестве. В конце июля Тверской суд отказал следствию в продлении ареста, и г-жа Ермошкина, выйдя на свободу, продолжила отстаивать свою позицию в суде относительно других «нотариальных» конкурсов, которые, по ее мнению, проводились с существенными нарушениями закона. Но тем не менее путь к правосудию не перестал быть менее тернистым.
В конце сентября ГСУ предъявило ей новые обвинения -- теперь в уголовном деле строптивого юриста значится уже семь эпизодов мошенничества, совершенных в крупном размере организованной группой. Сама г-жа Ермошкина характеризует это так -- в ГСУ преступлениями сочли все сделки с недвижимостью, которые когда-либо совершала она и ее родственники, хотя их законность неоднократно подтверждалась в различных судебных инстанциях.
В минувший четверг Симоновский суд с тринадцатой попытки смог наконец приступить к рассмотрению по существу еще одного иска Ермошкиной о признании незаконным результатов конкурса сентября 2005 года, когда вакансии нотариусов получили в том числе родственники Радченко, Пронина, Шойгу, Буксмана и знакомая Репина. Сама заявительница снова не смогла принять участие в заседании. Утром того дня Ермошкину вызвали к следователю ГСУ Елене Марченко, откуда насильно попытались отправить на психиатрическую экспертизу в Алексеевскую больницу. В результате в ГСУ произошел скандал. Адвоката Ермошкиной Юрия Муратова, по его словам, избили оперативники угрозыска, и он вынужден был написать заявление о совершении в отношении него преступления. ГУВД в свою очередь заявило о том, что сам адвокат напал на их сотрудников, и теперь рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении него. А Инну Ермошкину с сердечным приступом прямо из ОВД «Тверское», где происходило разбирательство конфликта в ГСУ, отправили в больницу.
Судья Симоновского суда Павел Вершинин, рассматривавший иск, отказал представителям управления Федеральной регистрационной службы по Москве (УФРС) и Нотариальной палаты, а также адвокатам нотариусов в очередном отложении слушаний из-за неявки по уважительной причине очередного нотариуса. Ответчики уверяли, что заболевшие или сменившие адрес «очень заинтересованы» в личном участии в процессе -- надо только дождаться их выздоровления или выяснить их новый адрес и опять выслать повестку. Судья же счел, что у сторон в распоряжении был не один месяц, чтобы не только изъявить желание поучаствовать в заседании, но и лично на нем появиться, а ждать всех по очереди можно годами, и тогда процесс будет волочиться бесконечно.
Решение судьи о начале рассмотрения иска изумило ответчиков. «Он с ума сошел, в кассации ему это отменят», -- пошептались они между собой, а потом заявили г-ну Вершинину отвод, обвинив его в личной заинтересованности в исходе дела. За отводом, который был отклонен судьей, последовали многочисленные ходатайства проверить законность оснований самой подачи иска. По мнению ответчиков, заявление должно было подаваться не в порядке искового судопроизводства, срок давности по которому три года, а в порядке обжалования действий должностных лиц и органов исполнительной власти, срок которого всего три месяца. В последнем случае заявление Ермошкиной должно было остаться без удовлетворения. Обращали они внимание и на письмо ГСУ, в котором говорилось о расследовании уголовного дела в отношении истицы, подчеркивая тем самым сомнительность как ее репутации, так и претензий к «достойным людям». Когда и это не сработало, вдруг оказалось, что управление Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Москве уже не считает себя вправе выступать ответчиком, поскольку с лета этого года не осуществляет контроль за нотариальной деятельностью, и эти функции были переданы Минюсту -- вот с него, мол, и спрашивайте. Однако судья, сославшись на разъяснения Мосгорсуда, который постановил, что ответственность должно нести УФРС, поскольку именно оно проводило конкурс, отказал и в этом ходатайстве.
Решение было принято поздно вечером в пятницу. «Ответчики не смогли представить ни одного доказательства своей правоты, только намекали на некомпетентность суда и отпускали язвительные замечания в адрес Ермошкиной, -- сказал «Времени новостей» адвокат Николай Седов. -- Судья полностью удовлетворил наши исковые требования, и мы считаем его решение справедливым. В частности, суд согласился, что конкурсная комиссия, выставив высокие баллы 16 кандидатам, указанным в нашем иске, и поставив низкие баллы другим 80 кандидатам без всякой мотивировки, сделала это в нарушение закона». Если решение Симоновского суда вступит в силу, то в нотариате появится 16 вакансий. «16 нотариусов после вступления решения суда в законную силу будут лишены полномочий, -- сказала вчера руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. -- Члены конкурсной комиссии, по заключению суда, нарушили порядок объявления и проведения конкурса, не выполнена цель конкурса. К тому же конкурсная комиссия вышла за рамки своих полномочий по определению количества вакантных должностей на конкурсе».
Между тем Мосгорсуд вчера признал незаконным решение судьи Тверского суда Алексея Севалкина о продлении ареста супругу Инны Ермошкиной Юрию, который, по версии ГСУ, вместе с женой занимался квартирным мошенничеством. «Он пять месяцев провел в Бутырке, у него отнимали еду и одежду, избивали, порезали вены, он похудел на 20 кг и потерял зрение», -- рассказала г-жа Ермошкина. Кроме того, вчера она получила ответ из Верховного суда по поводу жалобы на незаконный арест мужа и незаконный отказ другого судьи Тверского суда -- Светланы Ухналевой -- о признании неправомерным возбуждения в отношении нее уголовного дела.
«По поручению руководства Верховного суда направляется для рассмотрения обращение гражданки Ермошкиной в Квалификационную коллегию судей Москвы представление о привлечении судей Тверского районного суда Севалкина и Ухналевой к дисциплинарной ответственности», -- процитировала письмо помощник нотариуса. «Только судебная власть спасла нас от произвола, если бы не суд, то нас с мужем уже давно в асфальт закатали, как некоторые любят выражаться», -- сказала г-жа Ермошкина.
Вчера она сама подала новое заявление на участие в конкурсе на место нотариуса вместо Ирины Буксман, которая в августе добровольно ушла с этой должности. В четверг Симоновский суд должен провести заседание по другому ее иску, где также ставятся под сомнение результаты конкурса, победителями которого в том же 2006 году стали еще 16 нотариусов, среди которых дочь спикера Мосгордумы Владимира Платонова -- Ксения, супруга одного из депутатов Госдумы и супруга одного из губернаторов. А 5 ноября тот же суд рассмотрит иск еще по 20 нотариусам, среди которых супруга адвоката Генриха Падвы.
МВД, по словам Инны Ермошкиной, забрало ее уголовное дело на проверку, тем не менее, сказала она, сегодня ГСУ намерено обвинить ее еще в двух преступных эпизодах -- на этот раз в отмывании денежных средств, добытых в результате совершения преступления (ст. 174.1 УК РФ).