Парламентские выборы в Литве, прошедшие в воскресенье, 12 октября, на сегодня имеют лишь один бесспорный результат. Провалился проведенный параллельно с ними референдум, на котором избирателей просили поддержать правительство в его переговорах с Евросоюзом о продлении срока эксплуатации построенной в советские времена Игналинской атомной станции. Явка оказалась ниже положенных 50%, не хватило всего двух процентов.
Лидер Партии народного возрождения Арунас Валинскас сказал «Времени новостей», что «идея изначально была дохлой»: «Референдум не имел юридической силы, не имел обязательного характера, зато вред в случае провала был очевиден. Да и теперь литовские переговорщики в конфузе, так как избиратель проявил равнодушие». Однако до сих пор в Литве звучат голоса, призывающие продлить действие станции, несмотря на угрозу финансовых санкций со стороны Евросоюза. На вопрос «ВН» политик ответил отрицательно: "Важнее всего -- репутация страны в Евросоюзе".
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс добиваются закрытия станции в оговоренные с Литвой сроки -- к концу 2009 года. Для этого Евросоюз уже выделил литовцам некоторые суммы, но Вильнюс требует еще. За пару дней до референдума литовский министр экономики Витас Навицкас на совещании с коллегами из стран ЕС в Люксембурге выступил с дерзким ультимативным заявлением, не характерным для нынешнего правительства. Он сказал, что Литве придется продлить работу АЭС до 2012 года, если Евросоюз к своему декабрьскому саммиту не предложит план помощи для решения экономических проблем, которые возникнут у Литвы и у Балтии в целом сразу после закрытия станции.
Дело в том, что к 2012 году предполагается реализовать проект соединения литовских электросетей с польскими, что покончило бы с энергетической изоляцией Литвы от Запада. До той поры у Литвы не будет иных путей восполнить дефицит электроэнергии, помимо покупки ее у России, поэтому высказывание Навицкаса прозвучало как ультиматум.
Судьба Игналинской АЭС зависит теперь от конфигурации власти, которая сложится в Литве после нынешних выборов. За жесткий подход -- вплоть до одностороннего решения в пользу сохранения станции -- выступают Партия труда Виктора Успаских и «Порядок и справедливость» экс-премьера и экс-президента Роландаса Паксаса. Обе партии по предварительным итогам выборов проходят в парламент (около 9 и 13% голосов соответственно).
Вообще же на выборах лидируют и другие силы, оппозиционные нынешнему правительству. Это объединенная партия консерваторов и христианских демократов (более 19% голосов) и новая Партия национального воскресения (более 15%). В пятерку лидеров при этом вошла и правящая Социал-демократическая партия (11%). Но картина прояснится только после второго тура выборов 26 октября.
Дело в том, что в Литве смешанная система выборов -- по одномандатным и многомандатным округам (на первых обязательный порог явки -- 40%, на вторых -- 25%). Почти половина депутатов (71 из 141) избираются по одномандатным округам, а это значит, что будет второй тур, так как набрать там 40% голосов при наличии, как правило, множества соперников способны лишь единицы.
Впрочем, наверняка голоса растекутся между пятью лидирующими партиями, так что ни одна из них не получит преимущества, позволяющего ей диктовать свою волю. Правительство будет коалиционным, а власть будет многопартийной. Как отметил известный литовский политолог Видас Рахлявичюс, коалиция сформируется не на базе идеологической совместимости, а путем сложных торгов и интриг.