|
|
N°190, 14 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дефицитный стул
Польское правительство умоляет президента не ехать в Брюссель
Польский премьер Дональд Туск не уступит президенту страны Леху Качиньскому право возглавить делегацию на открывающемся завтра в Брюсселе саммите Евросоюза. Премьер подтвердил непреклонность своей позиции на вчерашней пресс-конференции. Конфликт между Туском и Качиньским из-за поездки в Брюссель привел к острому кризису в отношениях между правительством и президентом.
С начала 1990-х годов на европейских мероприятиях высшего уровня Польшу представляет глава правительства. Пан Туск был уверен, что и на этот раз ему предстоит возглавить делегацию. К тому же на саммите будут обсуждать проблемы финансового кризиса, энергоснабжения и борьбы с изменениями климата, что входит в компетенцию правительства. Однако президентская команда решила, что в обсуждении ситуации в Грузии и судьбы Лиссабонского договора должен участвовать глава государства -- следовательно, во главе делегации должен быть пан Качиньский. Чтобы опередить «конкурентов» из правительства, администрация президента даже начала аккредитацию журналистов для освещения визита (письмо на этот счет получил и корреспондент «Времени новостей»).
В ответ кабинет министров принял постановление, согласно которому представлять правительство на саммите должен премьер Туск. МИД направил в Брюссель список польской делегации: там были премьер, глава дипломатического ведомства и министр финансов, но президент в списке не значился. Лех Качиньский объявил, что полетит в Брюссель на другой день правительственным самолетом. Для обслуживания первых лиц в Польше используются два лайнера Ту-154, которые находятся в ведении минобороны. Глава военного ведомства Богдан Клих тут же объявил, что к полету готов лишь один экипаж, поскольку в другом заболел первый пилот.
В президентской администрации заявили, что найдут способ доставить пана Качиньского в Брюссель -- в конце концов, можно организовать чартерный рейс. После этого появились слухи, что самолету не дадут вылететь за пределы Польши. Госсекретарь администрации польского президента Михаил Каминьский едко заметил, что министр Клих «не является Иосифом Сталиным и не может закрыть ни одному из польских граждан польскую границу». Обиженный президент заявил: «Если кто и должен брать чартерный самолет, то не я. Но я охотно приглашаю на борт пана премьера». Складывалось впечатление, что президент и премьер готовы наперегонки бежать на аэродром, чтобы первым занять место в самолете.
Желая сгладить конфликт, президент пригласил премьера на разговор, который должен был состояться вчера поздним вечером. «Буду убеждать президента, чтобы он не ехал на саммит в Брюссель», -- заявил Туск. «Преклонив колено, я молю вас, господин президент, не надо ехать. Не ослабляйте наши переговорные позиции на этом важном саммите», -- заявил вчера глава МИДа Радослав Сикорский, поддержав позицию начальника.
У каждого из 27 членов ЕС за столом переговоров будет лишь по два стула. Если их займут президент и премьер Польши, то не останется места для министра финансов Яцека Ростовского. А ведь его присутствие было бы крайне желательным при обсуждении общеевропейских мер по борьбе с финансовым кризисом.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава