На днях в Тбилиси снова побывал эстонский советник грузинского президента -- 48-летний Март Лаар, который в середине и в конце 1990-х дважды становился премьером Эстонии. Он консультирует Михаила Саакашвили и его экономистов с 2006 года. Сначала эту деятельность в рамках особого проекта финансировала ООН, а сейчас контракт оплачивает грузинское правительство. В интервью «Времени новостей» Март ЛААР поделился взглядами на послевоенное состояние Грузии, не преминув рассказать и про Россию.-- Грузия оценила свои экономические потери в пятидневной августовской войне в один миллиард долларов...-- Пока рано говорить о точных цифрах. Есть прямые потери -- человеческие, есть ущерб, который нанесен магистралям, связи и так далее. Есть косвенные потери, такие как доверие инвесторов. Его восстановление -- вот приоритет.
-- Правительство говорит, что в этом году не досчитается до 400 млн иностранных инвестиций. В 2007 году в Грузию их поступило на 2,3 млрд долл., в первой половине этого -- до 1,5 миллиардов.-- Грузия все же смогла сохранить хороший инвестиционный климат. Инвесторы из Грузии уходят, но не массово. Те, кто уже знает страну, остались в ней работать. Но для развития экономики нужны новые инвестиции. Сейчас во всем мире спад. Плюс против Грузии была агрессия. Когда происходит что-то такое, для инвестора не важно, кто прав, а кто виноват. Важно, что это случилось, и теперь надо думать, вкладывать или нет свои деньги.
-- Что вы советуете?-- Инвестировать. Это разумно. В Грузии проводятся экономические реформы, есть гарантии развития бизнеса. Даже лучшие, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Прогноз Всемирного банка благоприятен для Грузии. И новой войны не будет. То, что должно было случиться, уже случилось. Риски остались в прошлом.
-- Война негативно сказалась на объемах транспортировки нефти через Грузию в Турцию и далее в Европу. Казахстан, один из лидеров по инвестициям в Грузию, после войны отказался строить в Поти зерновой терминал...-- Ну что касается нефти, это восстановится. А Казахстан -- это надо у него спрашивать, чего больше в этом решении -- политики или экономики. Мне кажется, что половина на половину. В конце концов, такие проекты можно развивать с другими странами.
-- Как вы оцениваете происходящее в российской экономике?-- Россия сама себе создала проблемы. Конечно, мировой кризис тоже виноват. Но Россия оказалась в еще худшем положении по сравнению с другими странами. Первым сигналом для инвесторов стало заявление премьера Владимира Путина о металлургическом рынке (в конце июля этого года. --
Ред.). А война с Грузией особенно ударила по российскому рынку. Мировой финансовый спад усугубил ситуацию. Паника в какой-то момент прекратится, но проблемы сохранятся, так как в России ненадежный бизнес-климат для инвесторов. В Россию вкладывались те, кто любил рисковать.
-- Грузия даже разорвала дипломатические отношения с Россией, но при этом ряд стратегических направлений в грузинской экономике, например в энергетике, контролируется российскими бизнесменами. Вам не кажется это странным?-- Ничего удивительного. Когда Россия желает помогать грузинской экономике, то делает это. При этом сама зарабатывает здесь деньги.
-- Но Грузия два года назад потеряла российский рынок для своих вин, минеральных вод, сельскохозяйственной продукции. И до сих пор от этих потерь не оправилась...-- А представьте, насколько было бы хуже, если бы потеряла не тогда, а сейчас! Да, для Грузии рынок России потерян. Навсегда или очень надолго. Если бы Россия вступила во Всемирную торговую организацию, положение могло бы быть иным. Но я не вижу такой возможности в ближайшем будущем.
-- Вы оптимистичны по отношению к Грузии. А вот многие грузинские эксперты, оппозиционеры говорят, что страну ждут социально-экономические проблемы, безработица.-- Я не отрицаю, что это может быть, особенно в плане беженцев. Но такие проблемы сейчас везде. Будет сложно несколько месяцев. Зато чудом стало то, что от войны грузинская экономика вообще не рухнула -- и это тоже результат реформ. Еще два-три года назад такая война разрушила бы здесь все, экономически уничтожив Грузию.
-- Грузия небогатая страна. А на военные нужды на этот год выделила миллиард долларов. Это примерно пятая часть бюджета. Не считаете ли вы, что это перегиб?-- Не было бы армии, то сейчас не было бы Грузии. Грузия должна быть очень благодарна своим солдатам, которые вели неравную борьбу. Три года назад через несколько часов российская армия уже прогуливалась бы по Тбилиси.
-- В правительстве Грузии все равно неизбежны кадровые изменения. Говорят, вплоть до отставки премьера. Вам что-либо известно?-- Если бы и знал, то не комментировал бы. Я, слава богу, советник по экономике, а не по политике.