Одним из самых экзотических регионов России, где в
минувшее воскресенье прошли парламентские выборы, была Чечня. В Чечне избран новый парламент. При традиционно высокой для Северного Кавказа официальной явке -- 95% -- за «Единую Россию» проголосовало более 88% избирателей. «Справедливая Россия» пришла второй. Это значит, что в парламенте Чечни будут теперь заседать 37 депутатов-единороссов и четыре представителя «Справедливой России». Остальные партии в парламент не попали, но уже официально заявили, что довольны результатами: «Выборы были честными и справедливыми».
Чечня, собственно, должна была выбирать свой парламент только в следующем году.
По конституции, принятой в 2003-м, полагалось выбирать парламент раз в четыре года. Первые
выборы в парламент состоялись в ноябре 2005 года. До этого парламент избирался последний раз зимой 1997 года -- это был парламент Чеченской республики Ичкерия. С началом войны он частично ушел в подполье, частично эмигрировал, частично сдался федералам.
Депутаты, изъявившие лояльность, в 2003 году собрались и приняли решение об импичменте избранного в том же 1997 году президента Аслана Масхадова: хотя Масхадов был подпольным президентом, его наличие делало юридически небезупречным избрание нового президента Ахмата Кадырова. Тогда депутаты в изгнании объявили, что у депутатов-коллаборационистов не было кворума и что импичмент незаконен. Но в марте 2005 года Аслан Масхадов был убит. А осенью 2007-го его нынешний преемник Доку Умаров объявил вне закона уже самих ичкерийских парламентариев, избранных десять лет назад, потому что война у него теперь не за независимую республику, а за исламский халифат, в котором никаких парламентов не бывает.
Ахмата Кадырова избрали президентом осенью 2003 года, и он собирался обзавестись законодательной ветвью в будущем году. Но в мае 2004 года Ахмат Кадыров погиб в результате теракта, пришлось выбирать нового президента Алу Алханова, и парламентские выборы снова оказались отложены. Лишь к осени 2005 года Чечня оказалась готова к очередному туру прямой демократии. Она избрала 40 депутатов в народное собрание и еще 21 -- в совет республики, по одному от каждого сельского района, каждого города и каждого муниципального района в Грозном.
Но практически сразу же после избрания спикер нижней палаты Дукваха Абдурахманов объявил, что две палаты для Чечни много, можно обойтись и одной, в которой он мог бы быть уже спикером не только нижней палаты, а всего парламента. Несмотря на то что парламент проявлял готовность утверждать любое решение тогдашнего премьер-министра республики и лидера региональной «Единой России» Рамзана Кадырова, у него самого, вероятно, были некоторые вопросы к поименному составу депутатов. Ведь некоторые из них попали в законодательный орган не благодаря ему, а благодаря депутату Госдумы от Чечни Руслану Ямадаеву, который руководил региональной партией до г-на Кадырова.
В 2007 году
Рамзан Кадыров стал президентом Чечни, а Руслан Ямадаев не был переизбран в Госдуму (и даже не попал в республиканский список). Более того, отношения между двумя семьями обострились до предела -- настолько, что после
убийства Руслана Ямадаева в Москве в сентябре 2008 года версия причастности Рамзана Кадырова обсуждалась громче других. Но если убийство Руслана Ямадаева вполне могло относиться к какой-то другой истории, то «ямадаевские» депутаты в парламенте республики -- и тем более один из братьев Ямадаевых, Иса, избранный от «Единой России», -- уж точно были неуместны.
Летом 2008 года обе палаты чеченского парламента вежливо проголосовали за самороспуск. Все необходимые конституционные поправки, сокращающие число палат вдвое, а число депутатов -- на треть, с 61 до 41, были приняты заранее. И вот в минувшее воскресенье новый, экономичный парламент Чечни был избран. Пока трудно предполагать, продержится ли он до конца своего конституционного срока. Это всецело зависит от политического долголетия Рамзана Кадырова, которому, кажется, ничего не угрожает. Г-ну Кадырову придется лишь принять теперь несколько кадровых решений: очевидно, что люди, исправно голосовавшие за любой необходимый ему проект, заслуживают рабочих мест.
Впрочем, иногда президент Чечни совершает довольно резкие аппаратные движения. На прошлой неделе, к примеру, он неожиданно уволил бессменного главу своей и правительственной администрации Абдул-Кахира Израйлова. Г-н Израйлов, хотя и считался последним человеком из команды прежнего президента Алу Алханова в команде Рамзана Кадырова, даже в те дни, когда г-н Алханов еще мог остаться чеченским президентом, выражал свою лояльность г-ну Кадырову. На место г-на Израйлова пришел его бывший заместитель, по некоторым данным, дальний родственник г-на Кадырова, Магомед Селимханов, до администрации работавший в комитете по делам молодежи.
Кадровые перемещения президент Чечни оставил без комментариев, зато похвалил «народ Чеченской Республики» за «единодушие в принятии судьбоносных решений». «Мы (чеченцы. --
Ред.) всегда с честью выходили из всех передряг истории. Выстоим и теперь», -- пообещал он, напомнив об испытаниях, выпавших на долю чеченского народа в последние несколько веков.