Время новостей
     N°189, 13 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.10.2008
Шагнув из дорожного знака
В Музее личных коллекций экспонируются работы Альберто Джакометти
Выставка «Альберто Джакометти. Живопись, графика, скульптура» в Музее личных коллекций ГМИИ подготовлена совместно с фондом Альберто Джакометти (Цюрих), музеем Кунстхаус (Цюрих) и фондом Бейелера (Базель). Это первая в истории России возможность познакомиться с работами великого швейцарского художника вживую.

Экспозицию и ее концепцию разработал куратор музея Кунстхаус, исследователь творчества Джакометти Кристиан Клемм. Подготовленная им выставка -- увлекательное повествование о развитии художественного языка классика скульптуры XX века.

Первый зал посвящен довоенному творчеству мастера. Начало экспозиции -- работа «Автопортрет» (1920). Выполненная в стиле постимпрессионизма, она представлена словно бы для того, чтобы напомнить об учителе юного Альберто, его отце -- Джованни Джакометти. «Автопортрет» в первую очередь свидетельствует о преемственности художественного знания и, что более важно, об определенных чертах характера Альберто Джакометти -- он легко попадал под чье-либо влияние, но и быстро остывал, лишь только становилось понятно, что навязанный метод не дает необходимых выразительных средств.

В 1925 году, после обучения в школе «Гранд Шомьер» у Антуана Бурделя, Джакометти, разочаровавшись в своих фигуративных практиках, увлекается кубизмом. Соединяя до него наработанный кубистический опыт и образы африканского искусства, он создает очень выразительные и запоминающиеся произведения. «Женщина-ложка» схожа своим огромным вогнутым ковшом-лоном с палеолитическими «беременными» Венерами. «Пара» отсылает к африканским маскам. «Фигура» состоит из агрессивно взаимодействующих друг с другом прямоугольников, призм и цилиндров.

В конце 20-х годов художественный язык Джакометти вновь меняется. На этот раз в поле интересов попадает сюрреализм. Художник экспериментирует главным образом с формой, занимаясь стилизацией. Сюрреалисты охотно приняли Джакометти в свой круг, называя его опыты не иначе, как «проекциями из мира бессознательного». Работы «Смотрящая голова», «Лежащая женщина» и «Лежащая женщина (Спящая)» прекрасно иллюстрируют направление исследований художника -- возможно ли разрушить традиционный язык скульптуры только ради одной-единственной цели, которой он был одержим, -- достижения основания жизни, внутренней энергии и подлинной сути вещей. Например, «Лежащая женщина (Спящая)», представляющая собой две волнообразные, установленные на подпорках параллельно друг другу платформы, является «знаком в пространстве», бесплотной трехмерной композицией. Решенная пластически безупречно, она все равно не удовлетворяла художника. Как и в случае с кубизмом, ожидания Джакометти не совпадали с достигнутыми результатами. К середине 30-х он навсегда распрощался с сюрреализмом.

Свой уникальный, с первого взгляда узнаваемый художественный стиль, где господствуют удлиненные и вытянутые, словно вырастающие из одной точки фигуры с маленькими головами и массивными ступнями, подчеркивающими тонкость и хрупкость самих силуэтов, фактурная и экспрессивная поверхность, создающая ощущение следов гениальных пальцев непосредственно на металле, Джакометти нашел только после войны. Удивительно, что вдохновлен он был всего-навсего дорожным знаком с изображением человека. Именно эти, знакомые каждому работы («Стоящая женщина», «Человек, пересекающий площадь», «Собака», «Колесница») -- лучшее, что есть на выставке.

Неповторимый художественный стиль Джакометти разрабатывал вдали от монмартрских кафе и мастерских. Опасаясь оккупации Парижа немцами, Джакометти вернулся к себе на родину, в Швейцарию, где в течение нескольких лет много и упорно работал. Главное, он решил не только формальную задачу, создав прецедент совершенно новаторской пластики, но и достиг цели, к которой стремился многие годы, -- освободил искусство от догмата внешней реальности.

Провозглашенное Сартром воплощением экзистенциальной реальности искусство Джакометти «зрелого» периода ассоциируется в основном с одиночеством человека, его отчужденностью и некоммуникабельностью в современном мире. Однако сводить пластические метафоры Джакометти только лишь к экзистенциальной проблематике было бы ошибкой. Образный мир Джакометти интереснее и разнообразнее.

В качестве моделей для скульптур и бюстов Джакометти выступали его ближайшие друзья и родственники: брат Диего, супруга Аннета, проститутка Каролина, фотограф Эли Лотар. И зрителя не должно удивлять отсутствие близкого портретного сходства, ведь даже истонченный силуэт «Собаки», по словам самого Джакометти, является автопортретом.

Алексей МАСЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Выставки