|
|
N°57, 02 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сети разорвались
Кремль нашел ошибки в плане создания ФСК
Планы Минэкономразвития по созданию Федеральной электросетевой компании (ФСК) не нашли поддержки в Главном государственно-правовом управлении (ГГПУ) президента. По сути, это подразделение администрации президента поддержало замминистра энергетики Виктора Кудрявого, который заблокировал на заседании совета директоров РАО «ЕЭС России» решение о создании ФСК. Эксперты считают, что сетевая монополия не будет создана до тех пор, пока в Госдуме не закончатся споры по законопроекту «Об электроэнергетике», а они обещают быть не менее острыми, чем дебаты о принципах реформирования отрасли.
Реструктуризация РАО значительно отстает от утвержденного правительством графика. Законопроект «Об электроэнергетике» уже должен быть внесен в Госдуму, но в минувшую пятницу правительственная комиссия по реформированию отрасли вновь отправила его на доработку. ГГПУ президента представило свои замечания к проекту, касающиеся неконституционности некоторых его положений.
В частности, отмечается в письме ГГПУ в адрес замминистра экономразвития Андрея Шаронова, которое цитирует ПРАЙМ-ТАСС, предлагаемая схема создания и функционирования ФСК лишает собственника магистральных сетей его прав на имущество (предполагается, что ФСК будет управлять этими сетями в обязательном порядке, а собственник будет получать за это определенную плату), что противоречит статьям 34 и 35 Конституции. Кроме этого акции системного оператора и ФСК (которые на переходном этапе реформ будут 100-процентными «дочками» РАО, а в 2004 году структура их собственности должна стать такой же, какую сейчас имеет РАО) могут никогда не перейти в собственность государства, так как законодательство не предусматривает передачу активов дочерних обществ при реорганизации материнской компании. Таким образом, отмечается в письме, РАО по законопроекту само будет через ФСК и системного оператора определять, какая энергия, по каким сетям и по какой цене пойдет данному потребителю. В итоге, заключают юристы администрации президента, создание этих компаний в форме дочерних обществ РАО может привести не к рыночным отношениям, а к еще большей монополизации в электроэнергетике.
Представитель миноритарных акционеров энергохолдинга -- директор Prosperity Capital Management Александр Бранис заявил газете «Время новостей», что именно об этом он говорил год назад при обсуждении плана реформирования электроэнергетики. «К сожалению, ГГПУ слишком поздно представило свои замечания, -- сказал он, -- и если бы не г-н Кудрявый, то ФСК уже была бы создана в таком неконституционном виде». И хотя на практике, уверен г-н Бранис, ничего подобного скорее всего не случится, риск тем не менее существует, а это будет отражаться на инвестициях в отрасль.
Инвестиционная привлекательность РАО находится не на высоком уровне, продолжает аналитик UFG Михаил Селезнев. По его мнению, прежде всего из-за того, что «слишком много туманности в ходе проведения реформ». Энергохолдинг сам не может четко объяснить, как в случае принятия законопроекта «Об электроэнергетике» в нынешнем виде пройдет реструктуризация, каким будет переход к дерегулируемому рынку и т.д. В результате -- «проседание акций РАО на фондовом рынке: на сегодняшний день с начала года рынок поднялся на 38%, а акции РАО -- лишь на 4%».
В Минэкономразвития вчера не удалось получить комментария относительно письма из ГГПУ. В РАО заявили, что «государство уже выразило свою позицию по этому вопросу голосованием на совете директоров» (для единогласного одобрения создания ФСК не хватило лишь одного голоса -- Виктора Кудрявого). А энергохолдинг в данной ситуации намерен действовать исключительно так, как укажет государство.
Николай ГОРЕЛОВ