Время новостей
     N°57, 02 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2002
Отпущение долгов
Депутаты обещают к лету разобраться с крестьянской задолженностью
Сельскохозяйственные лоббисты в Думе продолжают попытки провести через нижнюю палату законопроект о реструктуризации долгов АПК. Он был принят в первом чтении больше года назад, но из-за отрицательной позиции исполнительной власти так и не приблизился ко второму чтению. Вчера в Думе состоялись парламентские слушания по законопроекту, но его инициатор, зампред думского комитета по бюджету и налогам Геннадий Кулик, так и не встретил сочувствия у правительственных чиновников.

Депутаты (законопроект внесен семью парламентариями) пытаются провести отдельный закон для реструктуризации крестьянских долгов с учетом специфики отрасли. Минфин настаивает, что селяне должны расплачиваться с долгами на общих основаниях. Вчера депутаты заявили, что рассчитывают на принятие закона уже к маю этого года, чтобы необходимые для реструктуризации средства были заложены в бюджет-2003.

«Попытки правительства провести финансовое оздоровление АПК по общей для всех отраслей схеме, то есть через процедуру банкротства, неприемлемы, -- заявил вчера Геннадий Кулик. -- В этом случае все 75% закредитованных хозяйств окажутся банкротами». По его мнению, раз причиной долгов было государство, то и решать проблему должно оно. Однако ни Минфин, ни Минэкономразвития нынешний вариант закона, принятый в первом чтении, совершенно не устраивает.

Кредиторская задолженность сельского хозяйства, по данным замминистра сельского хозяйства Александра Антонца, составляет 264,8 млрд руб. (это существенно меньше, чем годовая выручка всех российских предприятий АПК), причем 170,7 млрд руб. из них -- просроченные долги. Больше половины просроченного долга приходится на платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, 30% -- на поставщиков материальных ресурсов. По словам г-на Антонца, заявки на реструктуризацию задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами подали 12,3 тыс. хозяйств (около 60% хозяйств, имеющих просроченную задолженность) на сумму 33 млрд руб. (40,3% от суммы долга). Разрешение на реструктуризацию получили 10,5 тыс. хозяйств на сумму 25,9 млрд рублей.

Проект закона «О финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельхозорганизаций и их реформировании» предусматривает, в частности, создание межведомственных региональных комиссий, которые займутся разработкой программ реструктуризации долгов для каждого предприятия. Предприятиям, которые включат в программу реструктуризации, разрешат отсрочить выплаты бюджету и внебюджетным фондам на десять лет (в течение этого времени долг будет выплачиваться равными долями). Отдельно должен быть утвержден порядок реструктуризации долгов перед монополиями. Предполагается, что крестьянам будет компенсировано 30% затрат на покупку минеральных удобрений, 4/5 процентной ставки по кредитам, выплачено из бюджета дополнительно 20 копеек на каждый рубль прироста выручки. Кроме того, они будут освобождены на три года от уплаты единого социального налога. Если финансового оздоровления добиться не удается, комиссия может привлечь инвесторов (преимущество здесь дается опять-таки предприятиям АПК). Но той же региональной комиссии даются полномочия, например, подавать иски в арбитражный суд о начале процедуры банкротства тех предприятий, которые не пожелают участвовать в программе реструктуризации или которым в этом было отказано. Впрочем, сами депутаты в один голос говорят о «гипертрофированных» полномочиях, которые получат региональные комиссии.

Однако в Минфине все эти планы особой поддержки не находят. «Упор в ходе реструктуризации должен быть сделан на финансово устойчивые хозяйства, которые платят налоги и формируют продовольственную политику, -- говорит глава департамента Минфина Евгений Елин. -- Банкротам никакой финансовой поддержки оказываться не должно». Но, говорит г-н Елин, в Минфине «не хотели бы, чтобы оздоровление по закону о банкротстве отличалось от закона о финансовом оздоровлении АПК». Более того, Минфин даже согласен пойти на увеличение срока банкротства с двух до четырех лет.

Впрочем, и в Думе не все уверены в необходимости специального закона: «В законопроекте о банкротстве есть отдельная глава, посвященная сельхозпредприятиям, -- заявил вчера глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский. -- Там учтена сезонность производства, и поэтому, например, продлен до конца текущего сезона срок внешнего управления, а при стихийных бедствиях он может быть увеличен и до года».

Но самые жаркие споры вызывает пункт о выходе собственников предприятия из числа участников. В проекте сказано, что собственники земельных долей и участники предприятия (акционеры, вкладчики, пайщики и др.) могут в течение трех месяцев после начала реструктуризации выйти и получить землю, которую потом можно использовать для создания других хозяйств. Многие депутаты полагают, что в таком случае все владельцы «просто разбегутся, забрав свою землю».

Анфиса ВОРОНИНА