Конец прошлой недели в Бишкеке,
где состоялись три саммита -- «большого» СНГ, ЕврАзЭС и центральноазиатской пятерки, а еще прошли два визита -- президентов России и Белоруссии Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко в Киргизию, запомнятся по-разному. Жителям Бишкека -- пробками на дорогах, журналистам -- исчезновением батьки Лукашенко с саммита СНГ в расширенном составе, а наблюдателям -- сенсационным успехом встречи пятерки президентов Центральной Азии.
Местным жителям не привыкать к хаосу на дорогах в столицах СНГ во время появления там высоких гостей. Мало где на постсоветском пространстве научились отделять интересы граждан от забот о безопасности их начальников. Так что пробки продолжались до субботнего вечера 11 октября, когда столицу покинул последний президент, Александр Лукашенко. До этого он взволновал журналистов, решивших, что он обиделся за что-то на своих коллег, а потому бросил их в разгар встречи.
Но уже к обеду белорусский президент вернулся в президентскую компанию. Как уже стали шутить по этому поводу -- война войной, а обед по расписанию. По сведениям «Времени новостей», батьку вынудили покинуть зал заседаний СНГ настоящие отцовские заботы. Лукашенко взял с собой в Бишкек четырехлетнего сына Николая, которого он с видимым удовольствием уже демонстрировал мировым СМИ в августе в Пекине, во время открытия Олимпиады. Зачем-то Лукашенко-младшему остро понадобился папа, и президента срочно к нему позвали. Добродушно подсмеивающиеся над молодым отцом президенты благополучно завершили работу без него. Более того, через пару часов на саммите ЕврАзЭС президент Белоруссии был избран председателем межгосударственного совета этой организации, в которую также входят Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Главным же пунктом повестки дня саммита СНГ было обсуждение проекта стратегии экономического сотрудничества Содружества на период до 2020 года. Самым примечательным здесь выглядело то, что председателем рабочей группы для выработки этой стратегии был избран замминистра экономики Украины, страны, которую при всем желании трудно заподозрить в большой заинтересованности в экономическом сотрудничестве в рамках Содружества.
Тем не менее саммит «большого» СНГ можно признать удавшимся хотя бы потому, что никто из участников не говорил о начавшемся процессе его развала после объявления Грузии о выходе из Содружества. По данным «ВН», грузинскую тему в узком кругу самих президентов вообще не обсуждали, видимо, по той же причине, по которой в доме повешенного не говорят о веревке. Не обсуждали на саммите и вопрос об отношении к проблеме признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Российский президент Дмитрий Медведев, равно как и члены его делегации, следовали объявленному Москвой принципу, что этот вопрос партнеры по СНГ будут решать самостоятельно. Также ни президент Медведев, ни его подчиненные не поднимали вопрос об американской военной базе на территории Киргизии.
Самым результативным стал саммит, состоявшийся вечером 10 октября. Его участниками были президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Целью встречи было договориться наконец о правилах поведения в вопросах водно-энергетического комплекса, ставшего яблоком раздора в регионе после того, как рассыпался общий водно-хозяйственный механизм в рамках СССР. Признаки напряженности по этому вопросу обнаружились уже в ходе бишкекского саммита ЕврАзЭС, когда в присутствии российского президента резкими высказываниями обменялись президенты Таджикистана и Узбекистана Эмомали Рахмон и Ислам Каримов. (Может быть, этому обстоятельству обязана реплика Дмитрия Медведева, рассказавшего в тот же вечер российским журналистам, что его первое участие в качестве президента в саммитах СНГ и ЕврАзЭС оказалось «не только полезным, но даже интересным, и есть определенные впечатления...».)
Однако очень скоро страсти остыли. Кстати, к приятному удивлению хозяев саммита на участие во встрече в последний момент согласился туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов, отказавшийся от уже запланированного отлета домой сразу же после окончания «большого» саммита СНГ.
Впрочем, напрямую туркменского президента обсуждавшиеся проблемы не касались, если не считать его готовности помочь Киргизии в случае необходимости поставками газа. Однако Бишкек на этот счет договорился с Москвой -- по данным «ВН», Киргизия получила гарантии, что ей поставят необходимые объемы газа в наступающий зимний период из тех объемов, что закупает «Газпром» в Узбекистане. Такая подстраховка Бишкека привела к тому, что и Ташкент пообещал «изыскать резервы бесперебойной поставки» в Киргизию в первом квартале 2009 года на 150 млн кубометров газа больше, чем было поставлено в том же квартале текущего года. Кроме того, киргизам в необходимом объеме поставят уголь. Достигли согласия также и Ташкент с Душанбе по важному вопросу использования воды трансграничной Сырдарьи.
То, что стороны достигли этих договоренностей, является успехом и даже сенсацией. Вопрос в том, останутся ли они верными взятым на себя обязательствам, когда наступят зимние холода. Следующим после Киргизии председателем в СНГ в 2009 году станет Молдавия, президент которой Владимир Воронин уже объявил, что очередной саммит состоится 9 октября 2009 года в Кишиневе. А внеочередной, «без галстуков» -- на казахстанском курорте Боровой 22 декабря этого года.