|
|
N°189, 13 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Умелый сервировщик
Выставка Сергея Чобана в Сочи
Параллельно с инвестиционным форумом в Сочи проходила выставка Сергея Чобана -- единственного архитектора, которому удается совмещать успешную деятельность и в России, и в Германии. Если на Венецианской биеннале в этом году был представлен, пожалуй, самый его нашумевший российский проект, разработанный совместно с Петером Швегером, -- башня «Федерация», то у посетителей сочинской выставки была возможность оценить многочисленные работы, созданные С. Чобаном за последние несколько лет как в Германии, так и в российских городах, в том числе в будущей олимпийской столице Сочи.
Особенность выставки -- ее традиционная художественная атмосфера, в общем-то нехарактерная для современных артсобытий. Торжественное, неоклассическое здание Художественного музея, построенное в 1930-х годах Жолтовским, во многом определило сдержанный формат мероприятия. Развешанные по стенам выставочной галереи большие изображения в рамках, на полу -- своеобразный топографический экскурс в творчество С. Чобана: карта России и Германии с обозначенными на ней названиями проектов. Географический охват настолько широк, что символичное название выставки «Москва--Берлин» можно было бы легко продолжить, так что оно бы заняло несколько строк. На первый взгляд трудно поверить, что все эти работы принадлежат одному архитектору. Среди них представлены самые разные стили -- от характерных для современной Европы гладких фасадов до московских реминисценций сталинского ампира. Объединяет их внимание к деталям -- будь то орнаментальные узоры на каменной поверхности, огромные изображения, напечатанные на стекле, или скульптурные, бионические формы.
В творчестве С. Чобана наблюдается необычный для современного архитектурного ландшафта сплав из питерской классической художественной школы и современных технологических достижений. После окончания петербургской Академии художеств он уехал в Германию в начале 1990-х годов по приглашению немецкого архитектурного бюро и -- в отличие от многих российских архитекторов, которые пробовали свои силы за границей, -- сделал там отличную карьеру. Без его проектов сложно представить облик современного Берлина. Например, в комплексе «Домакваре» (2004), который находится на берегу реки Шпрее напротив Берлинского кафедрального собора, применен столь характерный для европейских построек С. Чобана прием «волшебной шкатулки». За относительно простыми по фактуре фасадами отеля скрывается «фокус» -- лифтовая шахта, заключенная внутри 25-метрового аквариума. Как в сказке про Али-Бабу и сокровища в пещере, так и в Берлине в новом еврейском общинном центре (2007) за простыми стенами бывшей трансформаторной подстанции скрыты интерьеры из орехового дерева и плавные, перетекающие формы стен.
В отличие от многих иностранцев, которые просто пытаются перенести аскетичную западную архитектуру на российскую почву, С. Чобан разработал особенный стиль для России -- исходя из собственного понимания русской культурной традиции. Причем для каждого города он формирует свою мифологию: если в Петербурге это утонченные мотивы Серебряного века, то в Москве -- каменная основательность и обилие орнамента. В России архитектор, стремящийся создавать яркую, запоминающуюся фактуру фасада, обладает большей свободой самореализации. Если в Германии общество привыкло к максимальной упрощенности архитектуры и орнамент уже кажется зачастую проявлением дурного вкуса, то в России формирование общепринятых архитектурных канонов пока не завершено. И люди, ценящие в условиях сурового климата богатство и красоту окружающих форм, психологически готовы к архитектурным экспериментам.
Так, в питерском здании «Лангензипен» (2006), построенном на месте завода «Знамя труда», С. Чобан использовал технологию масштабного электронного принта на стекле. Фотографии римских достопримечательностей, изображенные на фасаде, лишь с трудом можно отличить от настоящих объемных архитектурных деталей. Тот же самый прием использован архитектором при строительстве офисного центра Бенуа (2007) на Охте. В память о художнике Александре Бенуа на фасаде расставлены в шахматном порядке сказочные персонажи его театральных декораций. В то же время в московских проектах, созданных С. Чобаном совместно с его московским партнером Сергеем Кузнецовым, чувствуется больше московская монументальность. Буквально каждый миллиметр жилого комплекса в Гранатном переулке, который сейчас строится напротив буровского Союза архитекторов, испещрен орнаментом. Стены будущего бизнес-центра на Можайском валу будут целиком облицованы известняком, покрытым мелкой геометризованной резьбой.
При строительстве в крупных метрополиях со сложившимся архитектурным ансамблем у архитекторов редко бывает возможность построить здание, выразительное не по отделке фасада, а по форме. Здания-скульптуры, как правило, возникают в тех небольших городах, история которых насчитывает не больше сотни лет. Среди проектов С. Чобана, представленных на выставке, один из самых интересных примеров такого рода -- здание корпорации LSW в Вольфсбурге, которое состоит из кубических объемов, находящихся в разных плоскостях и напоминает по форме дизайн современного автомобиля. Этот немецкий городок в земле Нижняя Саксония был основан меньше столетия назад как центр автомобилестроения.
В сочинских проектах С. Чобан также совершил стилистический переход от привычного здания-фасада к зданию-скульптуре. Очертания двух проектов, которые вскоре будут реализованы в Сочи, причудливы и повторяют движение воды. По форме апарт-отель «Актер-Гэлакси» напоминает вытянутую каплю. Он находится в том месте, где берег далеко выступает в море, и в данном случае необычное архитектурное решение имеет практическую цель -- обеспечить морские виды из большинства квартир. Здания многофункционального комплекса «Фестивальный» -- изогнутые, остроконечные, с рельефно выступающими междуэтажными перекрытиями -- немного напоминают по форме морских коньков.
Современная архитектура редко придерживается какого-либо определенного стиля. Как правило, это умелое смешение различных приемов, проверенных временем и традицией. Искусство архитектора сейчас сродни искусству опытного бармена -- выбрать правильные ингредиенты, подходящие определенной обстановке, и красиво их сервировать. Чобан сервирует хорошо.
Валерия ШЕИНА