|
|
N°57, 02 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тридцать восемь попугаев
В Думе снова делят портфели
На Охотном ряду грядут большие перемены. Возможно, уже в самое ближайшее время серьезно обновится думская номенклатура. Вчера шесть депутатских объединений -- прокремлевская четверка («Единство», «Нардеп», ОВР и «Регионы России»), а также СПС и «Яблоко» -- провели первое рабочее совещание, основной темой которого был пересмотр заключенного на заре работы третьей Думы пакетного соглашения. Сегодня предложения о переделе думских портфелей будут рассмотрены Советом палаты. Учитывая, что у участников вчерашнего заседания в Совете шесть голосов из девяти (спикер Селезнев отныне безголосый), то можно считать, что «процесс пошел».
По мнению, главы «Народного депутата» Геннадия Райкова, это будет «всего лишь восстановлением справедливости»: «Два года назад мы разрушили пакетное соглашение, сейчас его восстановим в связи с изменившейся политической позицией ряда объединений». Иначе говоря, новые друзья -- перешедшие из оппозиции Кремлю в стан его сторонников ОВР и «Регионы России» -- должны быть вознаграждены (так же, как и вполне примерный СПС и ставшее почти удобоваримым «Яблоко»), а вновь заголосившие про теперь уже путинский антинародный режим коммунисты -- наказаны.
О пересмотре пакетного соглашения впервые заговорили еще полтора года назад. Но до внедрения идеи в жизнь дело дошло только теперь. Возможно, потому что в отличие от начала 2000 года, когда дележом портфелей занимался замглавы президентской администрации Владислав Сурков лично, сейчас это инициатива с мест. Кремль думский передел занимает мало: кто бы ни сидел в начальственных парламентских кабинетах, Охотный ряд в целом дружно выстраивается под звон кремлевских курантов.
Впрочем, инициаторы перестановок весьма изобретательно трактуют их необходимость: г-н Райков толкует о справедливости, а глава «Единства» г-н Пехтин уверяет, что это затеяно для улучшения законотворческой работы.
Основательнее всех к делу подошел глава фракции ОВР Вячеслав Володин: он предложил метод оценки думских кресел. По его словам, КПРФ, имеющая в своих рядах 84 человека, может контролировать не более пяти вместо имеющихся у нее десяти комитетов. Но поскольку кресла спикера и вице-спикера равны трем комитетам, а начальник думского аппарата -- еще одному, то, считает г-н Володин, КПРФ вправе выбирать: оставлять за собой пять комитетов, сдавая «должности спикера, вице-спикера и руководителя аппарата, либо, оставляя за собой эти посты, претендовать лишь на два комитета». Поскольку универсальная единица измерения комитета наконец найдена (по арифметике Володина, рядовой комитет равен половинке спикера, а бюджетный, равный двум простым комитетам, соответственно равен целому спикеру), то можно приступать к дележу.
Коммунистов к разговору не приглашали: ясно, что их такая арифметика не устроит. ЛДПР -- тоже: самой малочисленной фракции полученного при прошлом дележе информационного комитета более чем достаточно. СПС как минимум рассчитывает к комитету по законодательству добавить еще пару -- какой-нибудь из экономических и социальных. «Яблоко» будет торговаться по максимуму, но радо будет любому креслу, поскольку не имеет ни одного. Прибавить хотя бы по комитету мечтают и ОВР (два комитета сейчас) и «Росрегионы», обладающие единственным, но «дорогим» бюджетным комитетом. Г-н Райков решительно намерен отстаивать за своей группой шохинское наследство -- комитет по кредитным организациям. Очевидно, что при таком количестве страждущих ни о каком сокращении думских номенклатурных мест не может быть и речи (некогда говорили о том, что число комитетов следует урезать вполовину -- с 28 до 14). В этом не заинтересован никто. И г-н Пехтин дал понять, что заниматься за полтора года до выборов решительными структурными перестройками не время, и сокращением комитетов займется уже следующая Дума. Правда, как показывает опыт уже трех Дум, число почетных кресел из раза в раз увеличивается.
Светлана ЛОЛАЕВА