Время новостей
     N°188, 10 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.10.2008
"Кризис отразился на всех производителях вооружения, имеющих длинные контракты"
Одной из самых заметных экспозиций на специализированной выставке сухопутных, морских и авиационных систем обороны и вооружений Defendori-2008 в Афинах стала экспозиция концерна ПВО «Алмаз-Антей». По рейтингу авторитетного американского издания Defense News за 2007 год концерн находится на 24-м месте в мире среди 100 предприятий оборонной направленности, а среди российских -- на первом месте. Объемы производства современных средств ПВО предприятия концерна в 2007 году увеличили в 1,6 раза по сравнению с предыдущим годом.

«Алмаз-Антей» успешно работает над реализацией концепции воздушно-космической обороны, разрабатывает межвидовую зенитную ракетную систему, модернизирует средства ПВО. Диверсификация производства концерна проявилась, в частности, в том, что почти в полтора раза выросло производство аппаратуры цифрового телевидения, а средств для федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства, Единой системы организации воздушного движения -- вдвое.

О перспективах развития концерна, о влиянии мирового кризиса на производителей оружия обозреватель «Времени новостей» Николай ПОРОСКОВ беседовал в Афинах с заместителем генерального директора концерна ПВО «Алмаз-Антей» Михаилом НОВИКОВЫМ.

-- Михаил Алексеевич, что нового привезли на эту выставку?

-- Здесь представлена практически вся номенклатура предприятия. Из нового привезли комплекс С-400 «Триумф», который до этого был представлен лишь на российской выставке МАКС-2007. Кроме того, впервые представлена информация о зенитно-ракетных комплексах «Тор-М2Э» и «Бук-М2Э». Из средств обеспечения боевых действий ракетных войск и артиллерии тульское НПО «Стрела», входящее в наш концерн, впервые демонстрирует переносную станцию разведки огневых позиций минометов «Аистенок», подвижные посты технического наблюдения «Обзор-ТМ».

-- Отразился ли мировой финансовый кризис на работе концерна?

-- Он отразился на всех производителях вооружения, кто имеет так называемые длинные контракты, подписанные, например, в 2005--2006 годах. За это время курс доллара значительно снизился, поэтому экономика таких контрактов очень тяжелая, приходится искать резервы.

-- Но можно ведь в контрактах отражать предполагаемые колебания курса мировой валюты?

-- Можно и нужно. И в наших контрактах это положение мы отражаем.

-- В каком соотношении находятся гособоронзаказ и поставки изделий концерна за рубеж?

-- У нас государственный оборонный заказ составляет довольно солидную долю -- 40%, а остальное -- поставки за рубеж. Но гособоронзаказ с каждым годом подрастает. Концерн, по сути, монополист в сфере воздушно-космической обороны. Мы головные исполнители также в создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства. И оборудование аэропортов тоже будем делать. Два наших предприятия традиционно занимаются оснащением аэропортов, производим средства радиолокации. Мы участвуем в федеральной программе оснащения 168 аэропортов.

-- Вы упомянули воздушно-космическую оборону. Совсем недавно президент России Дмитрий Медведев говорил о необходимости создания в России такой структуры. «Алмаз-Антей» будет участвовать в этой программе?

-- Да, будет.

-- В авиации говорят о самолетах следующего поколения. А в ПВО есть разделение на поколения?

-- Могу только сказать, что наработки есть, причем по всем видам зенитных ракетных систем -- большой (С-300), средней («Бук») и малой («Тор») дальности. Наши оппоненты не стоят на месте, и мы должны думать о перспективе.

-- Есть ли на вооружении Греции, члена НАТО, наши С-300?

-- Да, С-300 в Греции есть. Если греческая сторона пожелает провести модернизацию комплексов, мы это сделаем.

-- Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев сказал, что на мировом оружейном рынке сегодня настоящий бум средств ПВО. У вас действительно много заказов?

-- Заказов очень много, особенно в последние два-три года. Наш портфель зарубежных заказов на ближайшие годы -- 5--6 млрд долл. Одновременно растет гособоронзаказ по поставкам для российских вооруженных сил.

-- Общая болезнь российской оборонки -- заказчиков выстраивают в очередь, поскольку недостаточно производственных мощностей. Вы намерены их расширять?

-- В прошлом году в концерне решением совета директоров принята программа, которая предусматривает строительство двух новых заводов -- один в Северо-Западном регионе, другой -- в Нижнем Новгороде. Уже провели конкурс, нашли проектировщиков.

-- Почему не провести это расширение на старой базе?

-- Мы все просчитали: экономичнее сделать новый завод, нежели переоснастить старый.

-- Нередко у российских оборонных предприятий возникают проблемы с выполнением уже заключенных контрактов. У вас они есть?

-- В этом году мы поставили в Китай восемь дивизионов С-300. И для других заказчиков сетка выполнения заказов соблюдается. По освидетельствованию ранее поставленной техники, поставкам запчастей, запасного имущества и приборов мы подписали 15 контрактов на 62 млн долларов.

-- Российский оборонно-промышленный комплекс постоянно реорганизуется. Вот сейчас создана мощная структура госкорпорации «Ростехнологии», выстраиваются оборонные холдинги. Ваш концерн организационно вроде бы устоялся, однако не претерпит ли он в ближайшее время каких-то изменений?

-- Мы занимаемся реструктуризацией концерна, чтобы повысить эффективность нашей работы, пытаемся заглянуть в ближайшее будущее.

-- Как строятся отношения руководства концерна с военной приемкой, подчиненной заместителю министра обороны по вооружению?

-- Я сам работал в этой сфере. Мне кажется, не стоило военную приемку выводить из подчинения заказывающих управлений. Заказывающие управления строго спрашивали с военных представительств за качество выпускаемой техники.

-- Но вам как производителям не очень-то выгодно, чтобы военная приемка была жесткой?

-- Чем больше недостатков в производимой нами технике найдет военная приемка, тем меньше нам придется летать по странам-заказчикам, устраняя дефекты.

-- Сколько стран мира сегодня по подписанным контрактам получают продукцию концерна?

-- Около десятка стран, больше всего заказов из Латинской Америки, Африки, с Ближнего Востока, из Китая.

//  читайте тему  //  Rambler