15 октября открывается дорога из порта Санкт-Петербург с выездом на Западный скоростной диаметр (ЗСД). Впоследствии, ориентировочно с декабря 2008 года, она станет первой
платной дорогой северной столицы. Также власти запретят выезд с нее в город, что, по мнению чиновников, должно избавить улицы от грузового транспорта.
Для этого дирекция по строительству комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ) Санкт-Петербурга провела реконструкцию улицы Морской пехоты, а дирекция по строительству Западного скоростного диаметра ремонтировала, удлиняла и подсоединяла к ЗСД с помощью нового путепровода Автомобильную улицу.
Раньше путепровода, который проходит над железнодорожными путями от станции метро «Автово» к Трамвайному проспекту, не было. Машины, ехавшие по проспекту Стачек (отрезок которого и был поднят путепроводом), очень часто стояли у шлагбаума, ожидая, когда очередной состав покажет свой последний вагон. Улицы Морской пехоты и Автомобильная находились по разные стороны от проспекта Стачек и никак не соединялись между собой. Там есть улица, ведущая к морю. Она называется Дорога в Угольную гавань и идет от порта к проспекту Стачек. Но продлить ее и соединить с Западным скоростным диаметром, протянувшимся вдоль проспекта Народного ополчения, возможности не было, поскольку дальний от порта створ попадает в зону жилой застройки.
Поэтому к ЗСД с помощью нового путепровода решили подсоединить Автомобильную улицу, срастив ее с улицей Морской пехоты, которая перед портом вливается как раз в Дорогу в Угольную гавань.
С виду новая магистраль выглядит убедительно -- четыре полосы ровной лентой нового асфальтового покрытия уходят в сторону порта, а их обрамляют только-только поставленные осветительные столбы и газоны с начавшей пробиваться осенней травкой. Сейчас идут последние приготовления к пуску машин. Специалисты садово-паркового управления укладывают на газоны последние куски дерна, электрики суетятся у фонарных столбов, водопроводчики проверяют работу ливневой канализации.
На соединении Автомобильной улицы и улицы Морской пехоты под Автовским путепроводом и около него суеты намного больше. Еще два дня назад асфальтоукладчики в сопровождении катков затягивали отрезок Автомобильной улицы последним слоем дорожного покрытия, а грузовики ссыпали гравий туда, где должно быть, но еще не было дорожного полотна. Между осветительными опорами электрики вешали фонари и натягивали провода.
В общем, работы полным ходом будут идти до самого дня открытия. Подрядчики должны успеть. Кстати, дирекция по строительству Западного скоростного диаметра пыталась отложить начало пуска на 10 ноября. Но чиновники были непреклонны. В результате пришлось напрягаться.
По словам Николая Коптева, сотрудника КБДХ, отвечающего за эту развязку, подводка из порта на Западный скоростной диаметр должна решить несколько городских проблем, и в первую очередь проблему жителей этой части Кировского района, которые долгое время страдали от самодеятельных грузовых отстойников. В свое время фуры забивали их дворы, прилегающие улицы, ожидая отправки товара, погрузки или заказов. В последнее время город, открыв несколько новых терминалов, частично решил эту проблему, но некоторые дальнобойщики и грузовые компании, не желая тратить деньги, все равно стоят вдоль Дороги в Угольную гавань и улицы Морской пехоты. После 15 октября на этих магистралях, а также на Автомобильной улице должны появиться дорожные знаки, запрещающие стоянку автомобилей у обочин.
Правда, как пояснила "Времени новостей" специалист дирекции по строительству КБДХ Нина Скворцова, письма в профильные ведомства об установке запрещающих стоянку знаков были разосланы. Но ответов пока нет. Также транзитному грузовому транспорту будет закрыт путь в город -- только на Западный скоростной диаметр. Те же, кто везет товар или загружается на предприятиях Петербурга, должны будут получить специальный пропуск. Но как будет действовать эта система, чиновники пока ответить не могут. Также они еще не знают, как будет организован сбор доходов. Ведь ЗСД -- проект концессионный. То есть основной инвестор -- частная компания. Соответственно, чтобы окупить средства, дорога какое-то время -- несколько десятков лет -- будет платной. Первым участком, где начнут собирать деньги, как раз и будет подводка к ЗСД по улицам Морской пехоты и Автомобильной.
Как пояснил Николай Коптев, возможно, плата появится не сразу, а постепенно. Поскольку и инфраструктура магистрали -- ограждения, разметка -- будет достраиваться вплоть до конца года. В декабре же будет проведен конкурс на то, какая компания и каким способом займется сбором платежей за проезд по этой магистрали.
Но, по словам заместителя начальника регионального представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков на северо-западе России Константина Шаршакова, сам вопрос появления платной дороги очень спорный. Ведь по закону у каждой платной магистрали должна быть бесплатная альтернатива, а на этом участке такой альтернативы (если не выезжать в город) нет. Также, по его словам, непонятно введение пропускной системы, ведь порт на 30% обслуживает "внутренний" транспорт, то есть тот, который работает с городскими предприятиями. Именно они и ездят по городу. А транзитники и сами избегают въезжать в мегаполис (если опять же с них не будут брать деньги за проезд).
Что касается стоянок, они в городе есть, но их не хватает. А бывает такое, что из порта дали сигнал «готовы к погрузке», а перед портом притормозили -- еще не готовы. Грузовику, уже уехавшему со стоянки, приходится ждать у моря погоды. А стоять будет негде. Запретив стоянку у обочин, город не предусмотрел, что в самом порту может начаться неразбериха.
В общем, разговор на тему появления первой платной дороги явно придется продолжить, когда по новому участку начнется движение, а чиновники определятся с законами, технологиями и стоимостью проезда.
Западный скоростной диаметр, соединяющий два полукольца кольцевой автодороги, представляет собой городскую скоростную автомагистраль с транспортными развязками в разных уровнях, на большей части восьмиполосную, с расчетной скоростью движения транспорта 120 км/час и максимальной интенсивностью движения до 94 тыс. автомобилей в сутки (прогнозируемая интенсивность на 2010 год), оснащенную современными автоматизированными системами управления движением и связи. Общая протяженность трассы составляет 46,6 км. Эстакадные участки составят около 55% протяженности магистрали. В составе ЗСД предусматривается сооружение 14 транспортных развязок в разных уровнях и уникальных мостовых сооружений с подмостовыми габаритами над корабельным фарватером 55 м и 35 м. Строительство таких сооружений будет осуществляться в России впервые.