Вчера в Пекине открылся пленум ЦК Компартии Китая по проблемам сельского хозяйства. Китайские СМИ не сообщают о ходе обсуждения. Известно лишь, что пленум завершит работу в воскресенье, а по его итогам будет принято постановление ЦК КПК «О некоторых важных вопросах продвижения реформы села». Тем не менее из заявлений китайских политиков, экспертов и пропагандистов можно сделать вывод, что партия готовит эпохальные решения в области реформы прав пользования сельскохозяйственными угодьями.
За три десятилетия реформ
Китай далеко продвинулся по пути создания рыночной экономики. Но частной собственности на землю там нет и в обозримом будущем, скорее всего, не будет. Крестьяне владеют землей на условиях долгосрочного пользования. Поэтому вместо рынка земли сложился стихийный оборот прав пользования наделами -- уезжая в город на заработки, крестьяне за плату передают ставшие ненужными участки тем, кто готов продолжать заниматься сельским трудом и хотел бы расширить свои владения. Ожидается, что пленум ЦК легализует эту практику и разрешит крестьянам официально передавать права на пользование землей.
Символическое совпадение порядковых номеров партийных форумов повышает ожидания общества -- нынешний третий пленум ЦК КПК 17-го созыва заседает в преддверии 30-летнего юбилея судьбоносного третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва, провозгласившего в декабре 1978 года курс на реформы. Тогда при Дэн Сяопине крестьянские семьи получили право индивидуального пользования землей, которая формально оставалась в коллективной собственности деревни. Напомним, что
Мао Цзэдун видел в сельском хозяйстве основу экономики Китая, но частную инициативу не одобрял -- полвека назад, в 1958 году, он повел страну по пути создания народных коммун, объединивших тысячи крестьян и обобществивших их собственность.
В сентябре генсек ЦК КПК Ху Цзиньтао побывал в деревне Сяоган провинции Аньхуэй, где в 1978 году впервые появился земельный подряд. Это была инициатива снизу -- 18 крестьян тайно и самочинно поделили землю, взяв друг с друга клятву, что в случае гонений оставшиеся на свободе помогут семьям арестованных. Но власти не стали навязывать коммунистические порядки силой и позволили распространить этот опыт на всю страну.
Похоже, что и на этот раз крестьяне оказались в авангарде перемен -- многие жители Сяоган уже сдали свою землю в аренду крупным хозяйствам. После поездки Ху Цзиньтао обещал, что права крестьян на пользование наделами не будут пересмотрены, более того, их возможности распоряжаться этими правами будут расширены. В качестве промежуточной меры звучат предложения увеличить срок действия контрактов на пользование землей с нынешних 30 до 70 лет.
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер сказал «Времени новостей», что сельское хозяйство продолжает оставаться самым слабым звеном китайской экономики: «Если крестьянам дадут больше прав в распоряжении землей, расширят свободу, это может сыграть существенную роль, сравнимую с начальным периодом реформы, когда были даны стимулы к развитию преобразований».
В Пекине понимают, что мировой финансовый кризис затормозит рост китайского экспорта, поэтому для поддержания высоких темпов развития экономики нужно увеличивать внутренний спрос. На пленуме обсуждают кредитование села -- ожидается, что заемные деньги станут более доступными для крестьян. На свои накопления им рассчитывать трудно, ведь в 2007-м средний годовой доход жителя китайской деревни составил около 600 долларов. Власти обещают выделить больше денег на строительство дорог, школ и больниц в сельской местности.
В Китае около 750 млн крестьян, а размер одного семейного участка составляет примерно 0,6 га. На таком клочке земли мощное аграрное производство создать невозможно. На днях исследователь проблем села из Академии общественных наук Китая Дан Гоин предложил создать рынок прав пользования земельными участками, чтобы крестьяне могли их продавать, сдавать в аренду и даже закладывать в банке. Получив деньги, крестьяне будут быстрее переселяться в города, в деревне начнется концентрация земельных наделов, благодаря которой станут формироваться эффективные крупные фермерские хозяйства. В этом случае сельское хозяйство станет более привлекательным для инвесторов, а отток лишних людей из деревни ускорит урбанизацию.
Однако эти радикальные инициативы могут привести к увеличению числа безземельных крестьян, не имеющих средств к существованию, что чревато социальным взрывом. Впрочем, как заметил «ВН» профессор Бергер, при нынешней системе «землей фактически распоряжаются партсекретарь и местный начальник». С ними, а не с крестьянами договариваются городские богачи, желающие получить землю под застройку. В последние годы в Китае часто вспыхивали стихийные протесты крестьян, у которых насильственно изымали землю ради реализации коммерческих проектов в обмен на мизерную компенсацию.