|
|
N°187, 09 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новые попытки литургии
БСО им. Чайковского открыл новый сезон
БСО им. Чайковского с Владимиром Федосеевым открыл сезон двумя концертами в своем традиционном роскошно-живописном стиле. Первый вечер был составлен из русской музыки -- Бородина и Мусоргского, где особенно картинно многокрасочный оркестр оживил образы Богатырской симфонии и «Половецких плясок» Бородина; во второй, представив местной публике бархатное итальянское меццо Лучану д'Интино (Федосеев познакомился с этим востребованным в мире голосом в прошлом сезоне на цюрихской постановке «Бориса Годунова»), оркестр показал себя добротным и внимательным аккомпаниатором, свободно ориентирующимся не только в симфонической, но и в оперной традиции.
Теперь БСО пребывает в Южной Америке (гастрольный график в этом сезоне насыщен и разнообразен -- оркестр будет играть и в Швейцарии, и в Австрии, и во Франции, а также в Чехии, Словакии, Японии) и уже 3 ноября продолжит свои московские выступления. Главная тема нового сезона несколько неожиданна для БСО. «Музыка XXI века» для Федосеева предмет не только внимательного интереса, но и сожалений, тревоги и задумчивости. Недавно организованный Федосеевым композиторский конкурс, в котором авторам предлагалось писать без ограничений, а наградой становилась оркестровая премьера, больших открытий не преподнес. Совсем новой музыки в программах БСО не много. В нынешнем сезоне Федосеев тематизирует явно не простую для него проблематику.
3 ноября в Большом зале Консерватории в качестве увертюры к музыкальному XXI веку (концерт, посвященный 100-летию Давида Ойстраха) оркестр играет русский ХХ век -- Шостаковича и Шнитке (кажется, Федосеев впервые дирижирует его музыкой, в свое время бывшей предметом страсти давнего уже руководителя оркестра Геннадия Рождественского). Солисты -- виолончелист Александр Князев (с ним БСО еще выступит в Париже) и английский скрипач Дэниэл Хоуп, яркая европейская звезда, номинант «Грэмми» за диск «Восток встречается с Западом», многосторонний музыкант, любитель Рави Шанкара и барочной традиции, а также признанный специалист по музыке ХХ века (в числе прочего в 2003 году он исполнял только найденную тогда сонату Шнитке 1955 года написания).
Что касается заявленной темы впрямую, то ключевые события сезона -- исполнение новой версии «Литургии оглашенных» Алексея Рыбникова (композитора, отвернувшегося от массовых жанров и целиком обратившегося к воплощению в музыкальных текстах исключительно высокодуховных содержаний), закрытие фестиваля «Московская осень» с мировыми премьерами Солина (Concerto ironico) и Рубина (сочинение «Ангел-хранитель») и концерт с заглавием «Рождественская оратория»: 10 декабря прозвучит музыка Гайдна (49-я симфония La Passione) и вслед за ней -- «Рождественская оратория» 2007 года написания. Автор -- епископ Илларион (Алфеев). В числе солистов экстравагантная и знаменитая латвийская звезда многих и лучших постановок Латвийской оперы Инесса Галанте (сопрано), чье представление Федосеевским оркестром ценно даже и вне зависимости от программного содержания.
Новейшая музыка еще прозвучит и в традиционном абонементе «Общедоступные концерты» (в том же абонементе, кроме того, знаток французской музыкальной кухни дирижер Мишель Плассон, китайский дирижер Шао Энь с китайскими авторами): в конце марта сам Федосеев с пианисткой Марией-Луизой Кантос сыграет многословную программу современной музыки от 1965 года («Время, вперед!» Свиридова) до 2005-го (симфонические заклинания «Большая медведица» Рагнара Седерлинда).
В программах БСО есть и Бетховен, и Чайковский, но в новом сезоне Федосеев еще и подробно объясняет, на каких принципах строятся его отношения с современностью: требовательного дирижера интересуют не столько яркие новшества музыкального языка, сколько неброские старинные основы музыкального содержания.
Юлия БЕДЕРОВА