Банк «КИТ-Финанс», первая крупная жертва финансового кризиса, наконец-то продан. Эту сделку рынок ждал с середины сентября, а вчера выяснилось, что покупателем банка стала не УК «Лидер», как ожидалось ранее, а инвестиционная группа АЛРОСА и госмонополия ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). За 90% инвестбанка покупатели отдали всего 100 рублей. Принимая во внимание структуру собственности новых владельцев «КИТ-Финанса», можно считать, что банк фактически национализирован.
Как говорится в официальном релизе «КИТ-Финанса», сейчас документы по сделке направлены на согласование в регулирующие органы. Структура акционеров будет выглядеть следующим образом: по 45% акций будут владеть АЛРОСА и РЖД, прочим акционерам достанется 10% (о ком именно идет речь, в релизе не уточняется). Приобретение акций банка означает получение консорциумом контроля над группой «КИТ-Финанс», включающей также инвестиционную компанию «КИТ-Финанс», компанию «КИТ-Финанс Страхование», а также долю в СП с международной инвестиционной компанией Fortis Investments.
Новые акционеры выступают в качестве финансовых инвесторов и готовы в будущем оказывать необходимую финансовую поддержку в виде инвестиций в капитал банка, размещения средств, а также использовать другие формы сотрудничества, говорится в сообщении.
«Все компании -- члены консорциума акционеров являются давними клиентами «КИТ Финанс», хорошо знакомы с бизнесом и менеджерами банка. Благодаря этому прошедшие переговоры в достаточно короткий срок позволили сформировать консорциум и согласовать условия сделки. Мы также благодарны УК «Лидер», которая помогала банку в переговорах с инвесторами, и рассчитываем на тесное сотрудничество с управляющей компанией в будущем», -- прокомментировал сделку генеральный директор "КИТ Финанса" Александр Винокуров (
на снимке).
Как известно, в середине сентября «КИТ-Финанс» объявил, что ведет переговоры о продаже всего бизнеса управляющей компании «Лидер». Тогда же Газпромбанк предоставил «КИТ-Финансу» годовую кредитную линию в размере 22,5 млрд рублей для покрытия долгов, затем лимит займа был увеличен до 30 млрд рублей. Ожидалось, сделка по продаже будет закрыта очень быстро. Однако переговоры затянулись, и в итоге банк нашел помощь в лице старых партнеров по бизнесу.
Как известно, до середины прошлого года компании, входящие в группу «КИТ Финанс», фигурировали в отчетности Транскредитбанка (опорного банка РЖД) как владельцы около 10% его акций. Кроме того, лизинговая компания «КИТ-Финанса» -- «Магистраль-Финанс» является ключевым поставщиком подвижного состава для РЖД. Так что связи между двумя банками и естественной монополией всегда были тесными.
«Мы приняли предложение о приобретении пакета акций, так как считаем, что при таком консорциуме инвесторов у группы «КИТ Финанс» есть хорошие перспективы. Приобретение акций банка сейчас не требует от нас каких-либо существенных финансовых расходов. В то же время мы, безусловно, готовы инвестировать средства в "КИТ Финанс" и сотрудничать с группой", -- заявил вчера старший вице-президент РЖД Федор Андреев. «Сейчас мы уверены в том, что бизнес "КИТ Финанс" способен развиваться и приносить акционерам прибыль», -- считает генеральный директор ИГ АЛРОСА Игорь Прохоренко.
Очевидно, тем не менее, что новым владельцам «КИТ-Финанса» придется погашать задолженности банка перед его клиентами. В последнее время уже несколько компаний обращались в суд с требованием взыскать средства с «КИТ-Финанса», а вчера стало известно, что еще и «Транснефтепродукт» пытается через суд вернуть «зависший» в банке депозит на 203 млн рублей.
Новая стратегия банка, отмечается в сообщении о сделке, будет направлена на повышение устойчивости операций группы в новых экономических условиях, снижение рисков и развитие наиболее перспективных направлений финансового бизнеса с учетом возможностей новых акционеров. Стратегия будет обсуждаться после формирования нового состава совета директоров банка, который изберут по итогам внеочередного собрания акционеров.