После того как российские военные покинули вчера зону безопасности, прилегающую к границам Южной Осетии и Абхазии, настало время для поиска путей развития двух новых независимых государств, их интеграции в жизнь мирового сообщества. Первый замглавы российского МИДа Андрей Денисов заявил, что Москва считает бессмысленными санкции СНГ против Абхазии, введенные в 1996 году: «Разумеется, мы понимаем деликатность этого вопроса. Не собираемся "выкручивать руки" нашим партнерам по Содружеству. Сама жизнь со временем подскажет им правильные решения».
Постсоветские страны еще не готовы признать новый суверенный статус Южной Осетии и Абхазии, западным столицам сделать это будет еще труднее. Это показали прошедшие на днях слушания в Европарламенте, где обсуждалась роль народов Северного Кавказа в геополитике, их противостояние британскому, оттоманскому и российскому влиянию в XIX веке. Некоторые эксперты (например, из Великобритании и Дании) не жалели черных красок для критики «имперской политики» России на Кавказе. Но среди докладчиков был профессор факультета антропологии канадского университета Макмастер, специалист по культурам и языкам Кавказского региона Джон КОЛАРАССО, который поделился с «Временем новостей» аргументами в пользу независимости новых государств.-- Еще в 1990-е годы я вел серьезные споры с госдепом США, доказывая, что попытки оставить Абхазию в составе «территориально целостной» Грузии принесут дестабилизацию, которая не станет благодеянием для грузин. Я был знаком с Сергеем Багапшем еще до того, как он стал абхазским президентом. Увы, в госдепе меня не послушали...
-- Предвидели ли вы попытку президента Саакашвили силой вернуть утраченные территории?-- Я не был удивлен. В апреле я не раз слышал в Вашингтоне громкие разговоры о «мощи грузинской армии» и «силе Саакашвили». Но странно было предполагать, что Россия не защитит своих миротворцев. И как можно было пренебречь географией, ведь Южная Осетия расположена на границе с Россией!
-- Есть ли будущее у маленькой независимой Абхазии?--
Ее можно сравнить с карибской страной -- маленькой, но с огромным потенциалом. Южная Осетия -- это другая история. В перспективе лучше объединить Северную и Южную Осетию, чтобы создать единую Аланию. Но пока надо отстраиваться, преодолевать последствия агрессии.
-- Вы представились как советник по кавказским проблемам кандидата в президенты США Барака Обамы. Изменится ли отношение Белого Дома к Абхазии, если он победит на президентских выборах?--
Обама открыт для диалога в отличие от Маккейна, который как военный склонен к старомодному поляризованному взгляду на мир. Если Обама станет президентом, будет открытый диалог с Россией. Изоляция и отказ от общения непродуктивны. Необходимы новые подходы к внешней политике. Основная задача не в том, чтобы осложнить жизнь Дмитрия Медведева и Владимира Путина...
-- Что нужно для укрепления независимости Абхазии?-- Надо вкладывать в Абхазию, она нуждается в деньгах не только из России, но и из других стран. Решение инвестировать в Абхазию было бы мудрым, она имеет огромный туристический потенциал. Для туризма нужна стабильность в регионе, но это не единственная отрасль -- сельское хозяйство тоже перспективно. Россия поступит мудро, инвестируя в Абхазию.
-- Почему политика России на Кавказе вызывает сопротивление США и их союзников?--
К сожалению, многие волнуются по поводу России, вспоминая историю XIX века, как это было на слушаниях в Европарламенте. Кавказские войны стали трагической страницей истории. Но надо исходить из сегодняшних реалий, из того, что Абхазия стала независимой страной. Я понимаю тревоги международного сообщества в отношении сепаратистских тенденций и территориальной целостности. Но приоритет в регионе -- стабильность, без нее не может быть речи о демократии, правах человека, экономическом процветании. Россия может быть гарантом такой стабильности.
-- Как вы стали специалистом по истории народов Северного Кавказа?-- Благодаря Льву Толстому! «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат»... Я пришел к "черкесам", изучая русскую классическую литературу.