Португалия стала 22-й из 27 стран Евросоюза и 48-м членом ООН,
признавшим независимость Косово, которая была провозглашена 17 февраля в одностороннем порядке албанскими властями Приштины. О решении правительства социалистов объявил министр иностранных дел Луиш Амаду. Накануне на встрече с португальскими парламентариями он обосновал его «необратимым характером независимости Косово» и «значительными изменениями в мире, которые оправдывают дальнейшее укрепление сплоченности ЕС и НАТО, а также их роли на Балканах». Словом, «нет никакого смысла не встать в один ряд с другими европейскими государствами, уже признавшими Косово», -- заключил Амаду.
Слухи о предстоящем признании Косово начали циркулировать в Лиссабоне еще на прошлой неделе. Местные наблюдатели отмечают, что решение было принято под сильным давлением извне. Ведь в течение почти восьми месяцев с февраля президент республики Каваку Силва неоднократно заявлял, что «одностороннее провозглашение независимости Косово идет вразрез с уставом ООН и международным правом».
Премьер-министр Жозе Сократеш соглашался с президентом, хотя для него скорее имело большее значение проявить солидарность с соседней Испанией. Как известно, у правительства испанских социалистов, возглавляемого Родригесом Сапатеро, серьезные проблемы с всплеском сепаратистских настроений в Стране Басков и действиями радикальной группировки ЭТА, которая периодически устраивает теракты. С другой стороны, Жозе Сократеш в любой момент мог обменять решение о признании Косово на очередную крупную денежную субсидию от Евросоюза.
Мнение португальского президента резко изменилось после официальных переговоров с Джорджем Бушем в сентябре, во время 63-й сессии Генассамблеи ООН. Не исключено, что «давний друг Джордж», как его иногда называет президент Португалии, напомнил коллеге о необходимости поддержать трансатлантический «проект Косово». Ведь это чуть ли не единственный внешнеполитический триумф администрации Буша. Как напомнил в связи с этим в собрании (парламенте) республики депутат от "Блока левых" Фернанду Розаш, «не секрет, что наша внешняя политика подчинена интересам США».
На премьера Жозе Сократеша оказал давление Евросоюз в лице главы Еврокомиссии португальца Жозе Мануэл Баррозу и верховного представителя ЕС по внешней политике испанца Хавьера Соланы. Оба добиваются того, чтобы Евросоюз говорил во внешней политике единым голосом. А в вопросе о Косово целых шесть стран -- Португалия, Испания, Греция, Кипр, Румыния и Словакия -- выпадали из общего хора. Примечательно, что 7 октября в Лиссабон с рабочим визитом прибыл Жозе Мануэл Баррозу. Теперь он вернется в Брюссель довольный, с копией еще одного формального признания Косово.
Расстроившийся посол Сербии в Лиссабоне Душко Лопандич предупредил, что в результате «пострадают отношения между двумя странами... Мы сожалеем об этом решении португальского правительства, на которое обязательно последует ответ со стороны моего правительства, ибо это очень деликатный вопрос наших границ»: «Мы надеялись, что Лиссабон будет придерживаться прежней позиции, пользующейся поддержкой большинства португальцев. С точки зрения международного права она самая правильная».
У многих португальских аналитиков до сих пор вызывает скептицизм жизнеспособность независимого Косово. За восемь месяцев, прошедших после одностороннего провозглашения независимости, в Приштине одобрили конституцию, но не смогли продемонстрировать миру свою экономическую выживаемость. Командующий «голубыми касками» ООН португальский генерал-майор Раул Кунья также считает, что у Косово есть все предпосылки стать еще одним «несостоявшимся государством». Его особенно удручает «наличие организованной преступности на всей территории края, поделенной между кланами».
Евросоюз в этом году направил в Косово более 2 тыс. миротворцев, главным образом полицейских, а также юристов, таможенников и административных служащих. "Но у миссии ЕС множество проблем и недостатков, и до сих пор она не заработала в полную силу. А в сербских анклавах она вообще представлена очень ограниченно", -- отмечает португальский генерал. По его мнению, единственным положительным моментом стала «некоторая стабилизация в местах соприкосновения албанского и сербского населения».
Утром 7 октября в Косово побывал министр обороны США Роберт Гейтс
(на снимке). Он гарантировал присутствие американских войск в крае (1600 военных) как минимум до конца 2009 года. Глава Пентагона выразил несогласие с прозвучавшим на днях заявлением сербского президента Бориса Тадича о возможном разделе Косово на сербскую и албанскую части. «Я не думаю, что раздел является решением проблемы Косово сегодня или в обозримом будущем. США поддерживают территориальную целостность Косово», -- заявил Гейтс.
О своей готовности вскоре признать независимость Косово уже заявили власти Черногории устами министра иностранных дел этой страны Милана Рочена. Скупщина (парламент) этой страны, стремящейся в Евросоюз, 2 октября приняла резолюцию об активизации европейской интеграции, в которой говорится о необходимости принять решение в отношении независимости Косово. При этом черногорцы, как и некоторые другие европейские страны, поддерживают право Сербии обратиться в Международный суд ООН, чтобы тот дал заключение о законности или нет независимости Косово. Вчера Генассамблея ООН после бурного обсуждения большинством голосов (77 "за", шесть "против", 74 воздержались) поддержала сербский проект резолюции с обращением к этому суду по поводу Косово.