|
|
N°143, 10 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
e-commerce в Рунете: государство нам поможет
Эйфория, связанная с финансовой "бездонностью" Интернета, подходит к концу. Прошло время энтузиастов, для которых Всемирная сеть была больше развлечением, нежели бизнесом. Настало время профессионалов, делом которых стал бы Рунет.
Сегодняшние проблемы развития российской электронной коммерции вызваны не столько техническими, сколько идеологическими сложностями. Слишком тонок слой населения, который располагает банковскими счетами и проводит платежи через банк. Еще меньше людей доверяют Интернету свои деньги. Но все эти проблемы могут быть со временем разрешены.
Дело сегодняшних "первопроходцев" -- опробовать Интернет для бизнеса, "застолбить" важнейшие достижения и открытия, завершить маленькую революцию в сознании потребителей. Цена ошибки в новом бизнесе, которым еще никто никогда не занимался, высока, риск велик, а эффективность может быть пока незначительна. Однако в последнее время на рынок входит все больше крупных финансовых структур. В будущем году большинство отраслевых и финансовых компаний станет переводить бизнес в Интернет. И дальнейшая судьба Рунета в большой степени зависит от отношения к нему российской власти. А ее позиция, очевидно, изменяется.
На недавно прошедшей встрече, организованной по просьбе Министерства России по связи и информатизации банком Morgan Stanley Dean Witter, собирались представители крупнейших российских интернет-компаний, в том числе и президент Actis Systems Павел Черкашин. Обсуждались состояние Рунета, его проблемы и направление развития.
Министр связи Леонид Рейман сформулировал задачу так -- найти общий язык и пути для диалога между интернет-компаниями и государственными органами управления. По его мнению, самое оптимальное решение -- не просто государственное регулирование деятельности коммерческих фирм, а создание условий, при которых сами интернет-компании принимали бы участие в разработке законодательной базы и регулировании рынка.
Скорость развития Рунета напрямую связана пока с рынком рекламы, общественных связей (PR), обучения персонала. При этом отношение к электронной коммерции подвержено синдрому "отцов и детей". "Отцы", старшее поколение, не принимают пока происходящих перемен, которые уже реально влияют на экономику страны. Поэтому так важно именно государственное, общественное признание интернет-сообщества.
По нашим прогнозам, доминирующий в России экспорт сырья дополнится через несколько лет экспортом технологий и бизнес-решений, то есть офшорным программированием. Залогом тому общественный интерес, массовое появление инвесторов, прирост числа профессионалов, а теперь еще и полноценная поддержка государства.
Александр Козленко, вице-президент Actis Systems