|
|
N°187, 09 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подушка безопасности
Московские власти могут обзавестись собственным стабилизационным фондом
Сделанным на днях в Мюнхене оптимистичным заявлениям мэра Москвы Юрия Лужкова и его первого заместителя по экономическим вопросам Юрия Росляка о способности российской столицы безболезненно пережить мировой финансовый кризис, похоже, не слишком поверили не только европейцы. Вчера в ходе обсуждения в Мосгордуме проекта столичного бюджета на три ближайших года депутаты заговорили о необходимости создать механизмы поддержки городских предприятий, которые могут столкнуться с экономическими трудностями. Напуганные «нестабильностью внешнеполитической конъюнктуры и значительными колебаниями мировых цен на нефть» законодатели готовы оперативно инициировать поправки в Бюджетный кодекс РФ, чтобы создать собственный резервный фонд и сделать городскую казну донором бизнеса.
О том, что некоторые компании, в частности в строительном секторе, могут в ближайшее время испытать нужду в «конкретной, экономически обоснованной» поддержке, заявил вчера руководитель городского департамента финансов Юрий Коростелев. Но, по его словам, профицит бюджета-2008, согласно бюджетному законодательству, напрямую для финансовой поддержки бизнеса использовать нельзя. «Свободные средства мы можем лишь временно размещать в виде депозитов в банковских структурах, -- заявил он, пояснив, что на процентах с депозитов в прошлом году столичная казна дополнительно заработала12 млрд руб. -- Расходовать средства профицита по иным статьям мы права не имеем».
В этом году профицит в Москве будет также существенным. Превышение доходов над расходами, по данным бюджетной комиссии Мосгордумы, на 1 июня 2008 года уже составило более 140 млрд руб. Но председатель бюджетной комиссии Мосгордумы Игорь Антонов в беседе с журналистами также отметил: все, что могут сегодня чиновники, -- «это просить уполномоченные банки оказать финансовую поддержку строительным компаниям». Однако, по его словам, если мэрия выступит с предложением использовать профицит, депутаты будут «внимательно смотреть, как это можно будет законодательно сделать».
При этом законодатели надеются обзавестись собственным стабилизационным фондом на случай резкого снижения доходов бюджета Москвы, «сильно зависящего от внешнеполитической конъюнктуры цен на нефть и газ». По словам г-на Антонова, для российской столицы так называемого «фонда мэра» -- финансового резерва, который может создавать исполнительная власть в размере не более 3% от расходной части бюджета, крайне недостаточно. «Шесть миллиардов рублей -- это откровенно мало», -- заявил г-н Антонов, считающий, что «подушкой безопасности» может быть сумма никак не меньше 100 млрд рублей.
По его словам, бюджетная комиссия Мосгордумы намерена выйти с законодательной инициативой по внесению поправок в Бюджетный кодекс России, позволяющих крупным субъектам федерации формировать свои стабилизационные фонды. «В сегодняшних условиях финансового кризиса мы можем оказаться в ситуации, когда не сможем исполнять все бюджетные обязательства. На этот случай нам и необходим стабилизационный фонд», -- пояснил думский экономист.
Не исключено, что эти инициативы в ближайшее время будут вынесены на заседание созданной недавно мэром специальной комиссии по финансовому мониторингу состояния экономики, промышленности, строительства и малого бизнеса. Как заявил вчера пресс-секретарь градоначальника Сергей Цой, возглавляемая лично мэром структура займется предотвращением возможных кризисных явлений в экономике города, связанных с глобальным финансовым кризисом.
Что касается первого трехлетнего бюджета столицы, то к нему даже полностью доверяющие экономической политике мэрии единороссы вчера отнеслись с некоторым подозрением. Представители фракции «Единая Россия» настороженно листали документ, рассчитанный на непривычно долгий финансовый период. Их, в частности, настораживали, казалось бы, привычные для начала верстки главного финансового документа «максимальные расходные обязательства, дефицит бюджета и увеличение размера государственного долга».
Так расходы городской казны в будущем году составят 1 трлн 663,9 млрд руб. и превысят доходы на 133,5 млрд руб. (в 2010 году дефицит планируется в размере более 86 млрд руб., а в 2011 году -- 139,8 млрд руб.). А объемы государственного долга столицы с учетом новых заимствований будут расти с 206 млрд руб. в 2009 году до более 258 млрд руб. -- в 2010-м и порядка 360 млрд руб. в 2011 году. В бюджетной комиссии Мосгордумы опасаются, что доходная часть трехлетнего бюджета при этом может пошатнуться из-за нестабильности на мировом рынке. «Невыполнение плана по доходам неизбежно вызовет рост взаимных неплатежей, рост кредиторской задолженности, увеличение объемов незавершенного строительства, невыполнение обязательств по программам и в конечном счете социальное напряжение в обществе», -- нарисовал мрачную картину г-н Антонов, сославшись на то, что федеральное правительство уже трижды за последние восемь месяцев пересматривало прогноз инфляции.
Кроме того, он напомнил экономистам из мэрии их «порочную практику» непланомерного расходования средств, в результате которой две трети бюджетных ассигнований, как правило, используются лишь во втором полугодии. Наиболее низкие темпы выполнения, по данным бюджетной комиссии, сложились по жилищному и дорожному строительству, капитальному ремонту и прочим первостепенным расходам.
В будущем году подобные инвестиционные расходы составят 620 млрд руб. Однако, сославшись на традиционную социальную направленность предложенного чиновниками финансового плана на ближайшие три года (рост расходов на отрасли «социальной политики» составит 204,3 млрд руб., или 42% к расходам текущего года), единороссы предпочли работать над бюджетом дальше и приняли документ в первом чтении. Голоса обеих сторон городской оппозиции (коммунисты проголосовали против принятия документа, а «яблочники» воздержались), настаивающих на неадекватности расчетов чиновников, по-прежнему оказались в меньшинстве.
Юлия ХОМЧЕНКО