Время новостей
     N°187, 09 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.10.2008
Составим хорошую партию
Женщины России хотят выйти в легальное политическое поле
На российскую политическую сцену хочет взойти новый "актер", точнее, "актриса" -- Народная партия женщин России, проведшая во вторник пресс-конференцию в офисе агентства Интерфакс. Как сообщил отвечающий за стратегическое развитие новой женской партии Александр Утолин, партия существует в течение полутора лет и у нее уже есть положенные по закону региональные отделения в 52 субъектах федерации и 57 тыс. членов. Кстати говоря, несмотря на название, третья часть партийцев является представителями сильной половины человечества.

Прошлым летом в Федеральную регистрационную службу были поданы необходимые документы, включая анкетные данные всех 57 тыс. членов. По словам г-на Утолина, из этой армии партийцев всего-навсего 44 человека оказались несовершеннолетними или не проживающими по месту постоянной регистрации. На этом основании ФРС отказалась официально зарегистрировать Народную партию женщин России, причем дважды. Второй раз документы подавали уже без сомнительных анкет, но отказ, по словам г-на Утолина, пришел «на тех же основаниях».

Обиженные партийцы пытаются отстаивать свое право на легальную политическую деятельность в судебном порядке, сейчас дело уже дошло до Верховного суда. «Но будет у нас регистрация или нет, мы все равно будем работать и помогать людям!» -- заявила председатель партии Галина Хавраева.

В двух словах г-жа Хавраева обрисовала идеологическую концепцию партии: «Мы за вековые устои: семья, дети, родители, соборность. На политическом поле -- консерваторы». Одновременно эти консерваторы позиционируют себя и как партию социальной направленности, то есть, по сути, левую -- «чуть правее «Справедливой России».

Опираться г-жа Хавраева планирует на «всех людей малого и среднего достатка, представителей малого и среднего бизнеса, которые не помышляют о выводе средств на Запад». Народная партия женщин России не исключает для себя возможности участия в парламентских выборах 2011 года. «Если мы хорошо проявим себя в регионах, тогда можно ставить вопрос об участии в федеральной кампании», -- отметил г-н Утолин, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей». Он также подчеркнул, что партия не является кремлевским проектом: «Мы народная организация, созданная по инициативе снизу».

В политической истории недавнего прошлого был случай, когда в 1993 году гендерное движение «Женщины России» получило на парламентских выборах 8% голосов и создало свою фракцию в Госдуме. Однако заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает, что это был особый случай: «Москва после расстрела Верховного совета находилась, по сути, на пороге гражданской войны, и появился электорат, готовый голосовать за самую миролюбивую силу, которая точно не будет стрелять из бронетанковой техники. Кроме того, был кризис недоверия как к президенту, так и к противоположной стороне, защищавшей Верховный совет, и «Женщины России» вписались в эту тенденцию».

К тому же, напоминает аналитик, это движение эксплуатировало региональную сеть и структуру Союза женщин России Алевтины Федуловой, существовавшего еще с советских времен. В 1995 году «Женщины России» в Думу не прошли, набрав на выборах 4,6%, а к 1999 году движение развалилось. Одна из его видных деятельниц Екатерина Лахова вошла в блок «Отечество -- Вся Россия» и впоследствии в «Единую Россию», а г-жа Федулова повела на выборы остатки партии, которая на сей раз получила всего лишь 2%.

На этом, полагает Алексей Макаркин, электоральный потенциал женских партий в России был исчерпан -- несмотря на традиционное уважение к тушительницам горящих изб и укротительницам скачущих коней. «Такое движение имеет шансы только на стадии становления политической системы, сейчас оно никому не нужно», -- считает эксперт. По его словам, более перспективны активно практикующиеся конструкции с включением в избирательные списки известных дам -- от спортсменок Алины Кабаевой и Светланы Хоркиной до известной коммунистки Алевтины Апариной. В качестве идеального варианта г-н Макаркин привел партсписок СПС на думских выборах 1999 года -- тогда в первую тройку входила Ирина Хакамада, привлекшая к правым свой электорат.

Кроме того, в современных условиях мужчинам и женщинам одинаково сложно -- почти невозможно -- зарегистрировать новую политическую силу. Власть держит курс на сокращение числа партий до минимума, и новые игроки в этих условиях никому не нужны.

Наталья РОЖКОВА
//  читайте тему  //  Партстроительство