|
|
N°186, 08 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Баланс сместился на восток
Минск меняет пять своих шагов на два европейских
Белорусский президент Александр Лукашенко обсудил вчера перспективы диалога Белоруссии и Запада с действующим председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), главой МИД Финляндии Александром Стуббом. Он стал первым высокопоставленным европейским чиновником, посетившим Минск за многие годы. По итогам визита г-н Стубб обещал, что вопрос об отмене санкций в отношении белорусских чиновников будет рассмотрен главами МИДов стран Евросоюза в ближайший понедельник. «Внутри ЕС назрело убеждение в том, что Белоруссия движется в правильном направлении», -- отметил гость, заявив, что «пора перевернуть страницу в отношениях Белоруссии и Европы».
Возросшее желание западных стран вести разговор с Минском Александр Стубб объяснил с позиции геополитики: «После известных событий в Грузии баланс ощутимо сдвигается на восток: я имею в виду Белоруссию, Кавказ и Центральную Азию». Дело в том, что конфликт на Кавказе обострил конкуренцию между Западом и Россией за влияние на Минск. Москва ждет от белорусских властей признания независимости Абхазии и Южной Осетии -- этот вопрос должен рассмотреть новый состав белорусского парламента, который соберется на свое первое заседание 27 октября. Вчера Лукашенко высказался по поводу конфликта вокруг Грузии весьма неопределенно. «Недавние события на Кавказе показали, насколько хрупка система безопасности, она устарела... Размещение сил быстрого реагирования в соседней стране для нас более опасно, чем размещение системы противоракетной обороны в Польше и Чехии», -- сказал белорусский президент на совещании с руководителями своих спецслужб перед встречей со Стуббом. О какой стране и о каких силах быстрого реагирования идет речь, президент не пояснил.
"От Белоруссии не надо закрываться, надо садиться за стол и обсуждать проблемы Европы. Взамен мы просим только уважать наш суверенитет, наши традиции и не требовать того, что мы не можем сделать. Если Европа сделает навстречу нам два шага, мы готовы сделать пять", -- продолжил президент уже на переговорах со Стуббом. По мнению г-на Лукашенко, "беда Европы в том, что она поставила Белоруссии невыполнимые задачи, сформулировав их с однобокой точки зрения, почерпнутой из разговоров с представителями так называемой оппозиции". Он указал на роль США в создании негативного облика белорусской власти: "Все эти разговоры о «последнем диктаторе» были придуманы за океаном и перенесены в Европу. Кто сегодня диктатор в мире, вы видите, и Лукашенко в этом ряду не видно..."
Миссия наблюдателей ОБСЕ признала белорусские парламентские выборы 28 сентября, на которых оппозиция не получила ни одного депутатского мандата, несоответствующими международным стандартам. Но эти обвинения белорусский лидер назвал "странными", поскольку Минск пошел «на беспрецедентные шаги, создав нормальные условия для проведения выборов».
На совещании со спецслужбами во время посещения штаб-квартиры КГБ в Минске президент объяснил, что провел выборы «по понятиям ОБСЕ и Евросоюза», дабы показать людям истинные намерения Европы, которая хочет видеть Белоруссию «политически нестабильной»: "Спасибо западникам, что они себя так вели. С белорусским народом так разговаривать нельзя. Народ четко отреагировал: раз вы лезете в наши дела, мы сделаем по-своему". По его мнению, в белорусском обществе сократилось число людей, которые "искренне считали, что Европа ждет нас с распростертыми руками".
Эксперты полагают, что между Минском и Западом могла быть негласная договоренность о прохождении в парламент нескольких оппозиционеров, которая не была реализована на практике. «Запад слишком широко раскрыл объятия перед Белоруссией. Лукашенко чувствует, что ЕС готов к диалогу. Поэтому он хочет добиться, чтобы его приняли таким, какой он есть», -- сказал «Времени новостей» лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. По его мнению, к диалогу с Белоруссией европейцев подталкивают интересы западного бизнеса, заинтересованного в участии в белорусской приватизации, которую Минск начал с большим опозданием по сравнению с соседями по региону: «Это дает возможность Минску перевести разговор в плоскость реальной политики и пытаться сотрудничать с Европой в сфере экономики».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск