|
|
N°56, 01 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва крылатых существ
В пятницу в гостинице «Мир» состоялся традиционный обед, посвященный объявлению номинантов на премию «Ника». На этот раз обед был богаче и торжественнее, чем обычно: во-первых, по случаю юбилея -- в 15-й раз все-таки, а во-вторых, по случаю войны, объявленной академии «Ника» недавно рожденным михалковским «Золотым орлом». Об этом конфликте в прессе уже много писали. Но теперь все окончательно определилось, стороны заняли позиции, а зрители сделали свои ставки.
Диспозиция
До обеда членам киноакадемии «Ника» раздали удостоверения в твердых корочках и роскошный альбом киноплакатов. Во время обеда было объявлено, что руководство ОРТ, не объясняя причин, отказалось транслировать церемонию вручения «Ники», хотя последние три года она шла в прямом эфире. Это удар «под дых», поскольку, во-первых, статус события в России делает телетрансляция, а во-вторых, такого рода решения не бывают не согласованными на самом высоком уровне. Была зачитана телеграмма-петиция Путину, в которой указывалось и на трансляцию по ОРТ «Оскара» (американскую премию показывают, а нашу нет), и на высокую оценку «кинематографического праздника» в приветствии президента в прошлом году, и на славные имена лауреатов, составляющих гордость отечественного кино.
Новый президент академии «Ника» Эльдар Рязанов продемонстрировал терпимость и готовность к мирному сосуществованию: мол, чем больше премий, тем лучше, давайте вручать их друг другу, и все будет хорошо. Однако следующие ораторы донесли до аудитории, что противники не склонны к примирению. Рассказали, что Клим Лаврентьев, «правая рука» Никиты Михалкова, разослал по региональным организациям письмо с требованием сделать свой выбор: «Либо мы -- либо они». Выступил Рустам Ибрагимбеков, глава Конфедерации, который поддерживает «Нику» в борьбе против людей, «профессионально присваивающих чужое» (конфликт Конфедерации с СК РФ по поводу «Киноцентра» на днях дополнился изгнанием ее с помощью ОМОНа из Дома кино). Были зачитаны телеграммы от сторонников. От Алексея Германа и Светланы Кармалиты: «Мы воспользовались правом вступить в вашу академию, хотя предложения поступали и от другой академии, даже в правление. Преимущество той академии состоит в том, что ее руководитель вхож. ... Мы не хотели бы, чтобы духовным нашим вождем был бы человек, личное преимущество которого перед Рязановым состоит в том, что он вхож. Унылый наш Союз кинематографистов итак окончательно разваливается. Неужели не видно? Что касается проблемы с телевизионной трансляцией премии «Ника», то если Эрнст не хочет ощущать себя гражданином свободной страны, надо поставить вопрос о существовании Эрнста». От Отара Иоселиани: «Возмутительно и гадко. По-моему, Михалков, который ходит и требует от руководителей телевизионных каналов не показывать церемонию «Ника», сошел с ума».
Наконец враг был назван по имени. Выступавшие все выше поднимали градус возмущения. Приглашенные же закусывали и мирно переговаривались. Митинг у трибуны затухал, разбиваясь о накрытые столы.
Кто с кем воюет
Как всегда, есть народ и есть вожди. Главную функцию народа -- безмолвствовать -- взяла на себя основная масса кинематографистов старшего и среднего поколения. Те из них, что носят более-менее известные имена, спокойно участвуют в обеих академиях: и в гусмановской, и в михалковской. Им действительно все равно, кто победит, но пока за победу будут бороться, за кинематографистами будут ухаживать, а это приятно. Обеды, приглашения, учтивые речи. И речь идет вовсе не о конформизме, просто при отсутствии прямых интересов естественно побеждают соображения пользы. Вступать в драку за чужие интересы охотников немного. Активно обсуждается молва о том, что Михалков для своих академиков выбьет из государства что-то вроде почетных пенсий. Но сам Михалков на это утвердительного ответа не дает: мол, хотелось бы вознаградить людей, которые будут работать в академии, но когда это еще удастся...
Что касается интересов кровных, то есть экономических, то сегодня они касаются небольшого круга лиц. Естественно, обладать маркой национальной кинематографической премии полезно. Пока киноиндустрия в стране едва жива, но есть надежда на ее расцвет, и к этому времени лучше иметь хороший бренд. «Ника», которая в этом году вручается в 15-й раз, самой жизнью приспособлена к перетеканию в настоящую национальную кинонаграду. Тем более что в прошлом году к Юлию Гусману и Виктору Мережко, которые прежде занимались премией в жанре домашнего кинокапустника, присоединился вполне энергичный и толковый менеджер Игорь Шабдурасулов. В его умение найти деньги, нанять профессионалов и совершить прочие практичные и полезные деяния верится -- после удачных фестивалей «Триумфа». Однако у Шабдурасулова есть один крупный недостаток -- он человек из команды Березовского, и как бы сейчас ни ссылались «никовцы» на финансирование из фонда Бориса Ельцина, уши Березовского (даже если и воображаемые) все равно торчат за крыльями «Ники».
У Никиты Михалкова сразу появился мощный аргумент: «Ника» -- премия частная, а нам нужна государственная. Это сегодня понятно и одобряемо теми, кто на самом деле принимает решения. Беда только в том, что за государственную премию и платить должно государство, а с размахом Михалкова денег на нее уйдет немало.
Зачем нужно поддерживать кинопремию
Сегодня вообще-то незачем. Явно еще сгодилась бы та «междусобойчиковая» домашняя манера «Ники», которую неоднократно обсмеивали, но которая и не притязала на многое. Никаких особых привилегий или даже просто повышения статуса «Ника» не давала. Но и как бы могло быть иначе. Сорок фильмов в год, два-три более-менее удачных, никакого проката, никакой конкуренции. Михалков снимал свои картины с номинаций, и никак это не вредило ни премии, ни картинам. Каждый раз выбор академиков подвергался критике -- понятно было, что голосование проходит по принципу: ну как не порадеть родному человечку. Порадеть же хотелось еще и потому, что никакого собственного интереса в этих победах-поражениях не было.
Премии в мире -- дитя рынка. В России премии родились для демонстрации намерения пойти по западному пути: мы хотим, чтобы все было как в Америке, у них есть «Оскар», у нас будет «Ника». Потому и выходила наша «Ника» пародией на «Оскар», что являлась картонной копией оригинала.
Но ведь и «Золотому орлу» уготована та же участь. Конъюнктура пока не изменилась, прокат ориентируется на что угодно, только не на премии. Тогда зачем тратить деньги и силы и без нужды множить сущности? Тем более что причин к возникновению у гусмановской «Ники» было несколько (просто потому, что она была первой), а у михалковского «Орла» нет ни одной, кроме «хочу быть владычицей морскою».
Чего хочет Михалков
Любому стороннему наблюдателю жертва симпатичнее агрессора. Поэтому «Нику» хочется защищать -- просто из соображений справедливости, по которой право собственности, хотя бы и на такую бесполезную вещь, как раздача наград, требует уважения. Тем более что все попытки Михалкова объяснить свои резоны оказываются не слишком убедительными. Другое дело объяснения кулуарные. Что в них правда -- сказать трудно. Но они, по крайней мере, логичны. Итак, источники, которые мы не называем, предполагают: Михалкову нужно любой ценой сделать так, чтобы его «Орел» остался единственной премией со статусом национальной. Иначе ему не видать бюджетного финансирования. До сих пор Михалков получал деньги из бюджета -- на свой фильм, на Московский кинофестиваль, -- под обещания вернуть затраченное, но не деньгами, а вещами более эфемерными: поднять ли статус российского кино, охватить ли народ единым патриотическим порывом и т.д. Удастся ли ему еще раз провернуть ту же схему и уговорить правительство раскошелиться еще и на Киноакадемию? Мы увидим это уже скоро -- первую церемонию вручения «Золотого орла» с премиальным фондом порядка 100 тысяч долларов решено провести в конце мая. Пока еще не найден человек, который возьмет это на себя. По слухам, предлагали Ренату Давлетьярову (Московский кинофестиваль), но он отказался. Марк Рудинштейн сообщил газете «Время новостей», что ему делали предложение стать продюсером церемонии, но он его отклонил, хотя желает здравствовать обеим институциям.
В общем, победа, как всегда, достанется не тому, кто нам милее, а тому, кто больше в этой победе нуждается.За звание лучшего игрового фильма будут соревноваться авторский «Телец» Александра Сокурова, молодежный фильм «Займемся любовью» Дениса Евстигнеева, прокат которого начнется 11 апреля, и приключенческий «В августе 44-го...» Михаила Пташука.
«Телец» попал во все основные категории -- режиссер, сценарий, операторская работа, художник, звукооператор, лучшие роли...Шесть номинаций у «Августа...». Еще по нескольку раз названы «Механическая сюита» Дмитрия Месхиева и «Таежный роман» Александра Митты.
В новой номинации «Открытие года», созданной специально, чтобы кто-то из молодых доходил до финала, странным образом оказались собраны актерская работа Владислава Галкина из «Августа 44-го» и две режиссерские -- «Ехали два шофера» Александра Котта и «Форсаж» документалистки Натальи Гугуевой («Форсаж» проходит еще и в номинации «Лучший неигровой фильм»).
Алена СОЛНЦЕВА