|
|
N°56, 01 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Air отпал, остался SWISS
На линии вышла новая швейцарская авиакомпания
Вчера утром в женевский аэропорт Куантрэн из Нью-Йорка прибыл лайнер, осуществивший последний рейс авиакомпании Swissair. На фюзеляже самолета, вылетевшего через несколько минут обратным рейсом, уже красовалось название новой компании -- красные буквы SWISS, сопровождаемые названием страны на четырех национальных языках: немецком, французском, итальянском и ретороманском. Позднее с новыми небожителями довелось познакомиться в московскому аэропорту Домодедово.
Последние дни в женевском аэропорту Куантрэн, цюрихском Клотене и Базеле шла лихорадочная подготовка к запуску новой авиакомпании. Повсюду эмблемы и знаки прежних компаний, Swissair и Crossair, заменялись новой торговой маркой -- огромной буквой S.
Автор новой марки, канадский дизайнер Тайлер Брюле, оформил и новое лицо компании. Стюардессы наденут классические черные костюмы и шляпки и будут ходить в сапогах на высоких каблуках. Салоны лайнеров будут окрашены в шоколадный цвет. Но пока только десяток самолетов обрели новый колорит, а экипажи сохранили форму Crossair, разве что блузы сменили небесный цвет на белый. Вся операция с перекраской и переодеванием рассчитана на два года.
128 самолетов SWISS будут обслуживать 126 линий в 59 стран, в том числе 88 европейских и 38 межконтинентальных. Флот компании включает 26 лайнеров дальнего радиуса действия и 102 -- среднего и ближнего радиуса действия. Они еще не взлетели, когда было объявлено о решении заменить печально известные лайнеры MD11 на 13 новых аэробусов А340-300 по 100 млн долларов каждый.
В последнюю минуту новая компания подписала коммерческое соглашение с American Airlines, что позволяет ей войти на трансатлантический рынок. Но чтобы стать полноправным членом союза Oneworld, ей еще предстоит провести двусторонние переговоры с другими участниками.
SWISS вступает в жизнь с акционерным капиталом в 2,7 млрд франков (1,6 млрд долларов), в котором доля собственного капитала составляет 35%. Компания располагает надежным резервом ликвидности: 700 млн на 1 января и еще 500 млн к концу года, в частности за счет предстоящего увеличения капитала. «Такая финансовая основа позволяет выдержать весьма дефицитный 2002 год и даже не обязательно выходить на позитивное сальдо еще два-три года», -- считает Жером Шупп, аналитик из банка Syz&Co.
Глава SWISS Андре Дозе, гордящийся тем, что компанию удалось поставить на ноги всего за шесть месяцев, обещает, что она выйдет на уровень рентабельности уже через год. Бизнес-план предусматривает в этом году убытки примерно в 1,1 млрд швейцарских франков, выход "в ноль" в 2003 году, а в следующем году уже прибыли порядка 200--250 млн франков.
Этого рассчитывают добиться сочетанием высшего качества при низкой структурной стоимости. Так, цену лизинга 52 лайнеров, приобретенных у Swissair, удалось снизить на 30--40%. На 10% сокращена заработная плата членов экипажа, на 35% -- пилотов. Правда, некоторые эксперты высказывают опасения, что при планируемом отрицательном сальдо в этом году компания выкладывает 1,3 млрд на новые аэробусы. Однако, как считает удачливый предприниматель Андре Кюдельски, входящий в административный совет SWISS, «это очень хорошая сделка, зрело обдуманный и взвешенный выбор».
Владимир ШУРОВ, Женева