Время новостей
     N°56, 01 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2002
ВПК приказали быть скромнее
Россия продолжает конкурировать на латиноамериканском рынке сама с собой
В понедельник на авиабазе Серильос в пригороде чилийской столицы Сантьяго начинает свою работу международный аэрокосмический салон FIDAE-2002. К сегодняшнему дню FIDAE превратился в крупнейшую выставочную площадку Латинской Америки, хотя когда чилийцы в 1980 году проводили салон в первый раз, его задача была довольно скромной: «пропиарить» национальную армию, престиж которой за годы правления хунты сильно пострадал. В силу идеологических причин Москва долгое время игнорировала FIDAE, однако стремительный рост объемов военных закупок странами региона вынудил ее пересмотреть свою позицию. С 1994 года российская оборонка стала одним из постоянных участников чилийского салона. Нынешний год не стал исключением: в единой национальной экспозиции, проходящей на FIDAE под эгидой госкомпании «Рособоронэкспорт», представлена продукция ведущих отечественных производителей авиационной, ракетной, военно-морской и сухопутной техники.

Однако идеология продвижения российской военной продукции на латиноамериканский рынок претерпела серьезные изменения. Похоже, Москва окончательно смирилась с тем, что ей не удастся получить здесь тех фантастических прибылей в миллиарды долларов, которыми «генералы» нашего ВПК грезили еще несколько лет назад. «Рособоронэкспорт» организовал экспозицию на FIDAE-2002 в предельно «экономичном режиме»: никаких натурных экспонатов, перелетов за океан реальных боевых машин и т.д. -- только стенды, макеты и аудиовизуальные материалы.

Как и в прежние годы, главными козырями российской экспозиции считаются истребители и военно-транспортные вертолеты. На салоне представлены обе крупнейшие отечественные авиационные фирмы -- «МиГ» и «Сухой», предлагающие информацию по всему спектру своих боевых машин. Клиентам предлагается на выбор как апгрейд «старичков» -- МиГ-21, так и новейшие Су-35 со всеми мыслимыми наворотами. Кстати, именно с последним из них связаны сейчас основные надежды нашей оборонки в этом регионе: Су-35 фигурирует в качестве одного из участников тендера на закупку истребителей для ВВС Бразилии. Причем несмотря на то, что России приходится конкурировать с исключительно серьезными противниками -- США с истребителем F-16, французами с «Миражом-2000» и шведами с «Гриппеном», у «Сухого» остаются неплохие шансы: в ходе своего недавнего визита в Москву об этом заявил сам бразильский президент Фернанд Энрике Кардоза. Однако при этом необходимо признать, что до сих пор российские истребители в латиноамериканском небе преследовали хронические неудачи. И, что самое обидное, их причинами не в последнюю очередь являлась не внешняя, а внутрироссийская конкуренция. Именно из-за этого было сорвано выполнение в 1997 году крупного контракта на поставку истребителей в Эквадор, тогда же Москва «пролетела» и с его соседом -- Перу, ВВС которого предпочли закупить МиГи не у нас, а у белорусов.

Подобные ошибки на столь перспективной торговой площадке, которой является Латинская Америка, весьма дорого обходятся. Ведь, по прогнозам российских военных экономистов, этот регион на ближайшее десятилетие становится очень соблазнительным рынком: только на закупки авиационной техники латиноамериканские страны будут вынуждены тратить в среднем до 1 млрд долларов ежегодно. Тем не менее подготовка к FIDAE-2002 подтвердила, что внутрироссийскую конкуренцию так до конца и не удалось изжить даже Владимиру Путину, взявшему военно-техническое сотрудничество (ВТС) под свой личный контроль. Российский премьер Михаил Касьянов своим распоряжением №91-р «отписал» этот салон двум российским организациям: госкомпании «Рособоронэкспорт» (в качестве организатора единой российской экспозиции) и «Росавиакосмосу» (в качестве координирующего органа). Комитет по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) остался на сей раз «за бортом». И, видимо, решил перейти в наступление на Латинскую Америку на свой страх и риск. Накануне открытия салона руководство КВТС провело собственную «активку», собрав в российском МИДе аккредитованных в Москве глав дипмиссий и военных атташатов латиноамериканских стран и доходчиво объяснив им, что все вопросы военного экспорта нужно решать исключительно в контакте с КВТС.

Юрий ГОЛОТЮК