Хотя
глобальная финансовая система переживает период беспрецедентных потрясений, самых неприятных последствий для мировой экономики еще можно избежать, считают специалисты Международного валютного фонда (МВФ). Об этом говорится в докладе «Глобальная финансовая стабильность», опубликованном в преддверии ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка. По мнению экспертов фонда, для преодоления кризиса
необходимы согласованные международные меры, а также прямая, но лимитированная поддержка центробанков национальных банковских систем.
Как сообщил РИА Новости источник в российской делегации, министр финансов Алексей Кудрин в Вашингтоне обсудит с коллегами из ведущих стран меры по спасению мировой экономики. Эта тема станет главной на предстоящей встрече министров финансов и управляющих центробанками стран «большой семерки» в рамках годового собрания МВФ и Всемирного банка. Россия принимает участие в этом собрании как акционер МВФ и ВБ.
«Обсуждение состояния мировой экономики пройдет в формате "большой семерки". Мы в обсуждении этой темы будем участвовать только в рамках МВФ, двусторонних встреч», -- сказал источник. По его словам, ключевых докладов России по темам, обсуждаемым в формате «большой восьмерки», не предполагается.
Г-н Кудрин проведет двусторонние встречи с министром финансов США Генри Полсоном и главой Федеральной резервной системы США Беном Бернанке. «Вопрос один: что у них происходит, каковы перспективы от принятия мер на 700 млрд долл., как они оценивают состояние своей экономики», -- пояснил собеседник. Планируются также переговоры г-на Кудрина с коллегами из Индии, Великобритании и Италии.
Между тем глава Всемирного банка Роберт Зеллик считает, что формат «большой семерки» должен быть изменен, и в качестве партнера для сотрудничества нужно рассматривать и Россию. По его словам, нынешний кризис показывает необходимость создания более универсальной системы. «Большая семерка» себя исчерпала. Нам нужна улучшенная группа для новых условий. В качестве партнеров для финансового и экономического сотрудничества мы должны рассматривать Бразилию, Китай, Индию, Мексику, Россию, Саудовскую Аравию и Южную Африку», -- отметил он.
«Глобальная финансовая система вошла в новую фазу кризиса, нависшая над некоторыми институтами угроза потребовала вовлечь государственные резервы для сокращения системных рисков и негативных последствий для экономики», -- отмечается в докладе МВФ. Нынешний финансовый кризис повлек за собой крах крупных финансовых институтов, а в некоторых случаях и системно важных, и потребовал государственного вмешательства в экономику в таком масштабе, которого не приходилось наблюдать на протяжении десятилетий, напомнили авторы доклада.
По оценкам МВФ, общие потери от кредитного кризиса составят 1,4 трлн долл. На поддержку стабильности мировой банковской системы в ближайшие годы придется потратить примерно 675 млрд долл., это позволит «сохранить в частном секторе рост, пусть даже небольшой», говорится в докладе.
Специалисты МВФ указали, что найти чисто рыночные пути решения проблем становится все сложнее, а точечное вмешательство властей пока не успокаивает инвесторов. «Уверенность рынков резко снизилась и остается шаткой», -- констатируют авторы доклада и призывают мировое сообщество к консолидации. «Необходимо претворять в жизнь всеобъемлющий подход к урегулированию кризиса. Если такие методы будут хорошо координированы между странами, этого должно быть достаточно для восстановления доверия и должного функционирования рынков и предотвращения затяжного замедления мировой экономики, -- считают эксперты МВФ. -- Если решительные и слаженные меры приняты не будут, происходящие сейчас процессы снижения ликвидности станут еще более неуправляемыми и дорого обойдутся реальному сектору экономики».
Авторы доклада указали на несколько факторов риска, наиболее серьезным они считают ухудшение взаимной подпитки между финансовой системой и реальной экономикой. Они напоминают, что до определенного времени развивающиеся рынки проявляли устойчивость к глобальным кредитным потрясениям. Теперь, однако, эти рынки, к числу которых относится и Россия, сталкиваются с более крупными факторами риска. «Сокращается приток краткосрочных капиталов, резко возрастает стоимость кредита. На фоне замедления глобальных темпов роста это создает очень сложные условия для некоторых стран», -- говорится в докладе.
Странам с развивающимися рынками в докладе дан ряд традиционных рекомендаций -- от создания широкой и диверсифицированной базы инвесторов до обеспечения большей прозрачности в формировании цен на финансовых рынках, поддержки развития инфраструктуры и улучшения работы фондовых бирж.
Однако еще большую обеспокоенность МВФ вызывают развитые страны. «На основе сравнения текущего эпизода финансового стресса с прошлыми эпизодами можно сделать вывод о том, что остается значительная вероятность резкого спада в США, -- говорится в документе. -- Характерная динамика цен на активы, совокупного кредита и объема займов населения в США во время нынешнего финансового стресса представляется схожей с динамикой прошлых эпизодов, за которыми следовали рецессии. Нейтрализующие факторы, которые могут обеспечить некоторую стойкость, -- относительно прочное положение корпоративных балансов в начале кризиса и агрессивное смягчение денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы. В зоне евро относительно прочные балансы домашних хозяйств обеспечивают некоторую защиту от резкого спада, несмотря на значительное повышение цен на активы и доли кредитования накануне финансовых потрясений».
При этом не всем рекомендуется снижать стоимость денег. «В ряде стран дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики будет иметь важное значение для ограничения инфляции, особенно если она уже высока, а уровень доверия к экономической политике низок, -- считают специалисты МВФ. -- Хотя общий темп инфляции может уменьшиться вследствие снижения цен на биржевые товары в последнее время, базовое инфляционное давление продолжает вызывать озабоченность, особенно в тех случаях, когда темп экономического роста остается устойчивым, а денежно-кредитная политика ограничивалась мерами в области валютного курса. Задержки с принятием мер в ответ на растущую инфляцию могут подорвать доверие и в конечном счете потребовать более агрессивной денежно-кредитной политики для снижения инфляции, с более высокими издержками с точки зрения объема производства».