Время новостей
     N°56, 01 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2002
Ночь простоял да день продержался
Геннадий Селезнев остался спикером
Геннадий Селезнев может с легким сердцем встречать начало новой думской недели. Анонимный источник Интерфакса в президентской администрации заявил, что вопрос о смещении г-на Селезнева с поста спикера «не ставился и никогда не рассматривался» и вообще «подобная постановка вопроса неконструктивна». «Данная проблема была поднята в Думе представителями думских фракций, пусть они теперь и разбираются с этим вопросом», -- заявил источник в Кремле.

Сообщение Интерфакса или же информация, полученная по иным, более конфиденциальным каналам, не только ободрили спикера, но и позволили ему перейти в наступление. В интервью все тому же Интерфаксу он подверг жесткой критике все посвященные переустройству Думы предложения пропрезидентского «альянса четырех».

Так, Геннадий Селезнев совершенно не согласен с тем, что надо снять с работы главу думского аппарата Николая Трошкина. По мнению председателя палаты, руководитель аппарата не должен быть политической фигурой. Однако если «альянс четырех» предложит изменения в регламент, предусматривающие, что смещением и назначением руководителя аппарата будет заниматься не совет палаты, а сама Дума, то это будет означать превращение главы аппарата в политическую фигуру. «Это неправильно, и этого делать не надо», -- считает Геннадий Селезнев.

Не следует, по мнению спикера, и спешить с сокращением думских комитетов -- фактически это означает пересмотр пакетного межфракционного соглашения о распределении руководящих постов в палате. «Это надо делать не впопыхах, собравшись вчетвером, а спокойно и обстоятельно обсудить на заседании руководителей всех девяти депутатских объединений, -- отметил г-н Селезнев. -- Должна быть представлена четкая аргументация. Мы уже поработали два года. И сейчас можно судить, какова реальная отдача тех или иных комитетов». Спикер полагает, что «надо не стремиться реализовать политическую инициативу, а обсудить, как улучшить работу Думы и что конкретно для этого надо сделать».

Кроме того, Геннадий Селезнев считает полезным включение в регламент палаты нормы «о порядке отрешения или отставки председателя палаты». «В регламенте должна быть прописана такая норма, которая не позволит, чтобы на эмоциях можно было бы переизбрать председателя палаты, -- заявил г-н Селезнев. -- Как непросто избирается председатель Думы, такой же непростой должна быть и процедура его отрешения или переизбрания. Но на это должна быть веская причина».

Веской причины для смещения Геннадия Селезнева по большому счету не было ни у красного агрария Николая Харитонова, который первым поднял тему возможной отставки спикера, ни у пропрезидентского «альянса четырех», который ее подхватил и развил. Вся разница в том, что г-н Харитонов никаких бумаг, в отличие от лидера фракции «Единство» Владимира Пехтина, не подписывал. И потому, в отличие от г-на Пехтина, может списать свое предложение на полемический задор.

А вот «альянс четырех» попал в сложную ситуацию. Политическая кампания, начатая и провалившаяся на пустом месте и, как выяснилось, не имевшая поддержки в администрации президента, не красит прокремлевскую коалицию. Тем более что это уже второй громогласный ляп. Год назад «Единство» подняло тему досрочного роспуска Думы и внеочередных выборов -- эффект был примерно такой же, как и в случае с несостоявшимся смещением Геннадия Селезнева.

При этом плачевное окончание «антиселезневской кампании» вовсе не приведет к немедленному снижению внутридумского веса «альянса четырех». Численность есть численность, и без состоящих в альянсе 230 дисциплинированных голосов президентская администрация и правительство вряд ли обойдутся. Но вот доверять проведение самостоятельных политических кампаний вряд ли будут.

Леонид ПЕТРОВ