|
|
N°185, 07 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право на беззаконие
Представленный текст концепции курса истории России 1900--1945 годов, возможно, станет основой учебника истории, важнейшей задачей которого, как указывают авторы, является воспитание гражданина -- патриота России. Воспитание гражданина включает и воспитание правовой культуры, что немыслимо без уважения и знания законов. Учитывая, что законы являются основным источником права, заложенные в них определения и понятия являются основополагающими и произвольной трактовки не допускают. Авторы же концепции предлагают новацию, в соответствии с которой репрессированными могут считаться только «осужденные к смертной казни и расстрелянные лица». Однако существует закон РФ №1761 от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», который дает вполне определенный перечень оснований, в соответствии с которыми «политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку или на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам и т.д.». Кроме того послевоенная отмена смертной казни носила исключительно формальный характер -- люди по-прежнему расстреливались. Возникает вопрос, зачем изменять данную в действующем законе формулировку и почему она может привести к «спекуляциям» на эту тему. Не может вызывать понимания позиционирование Сталина как «управленца, действовавшего вполне рационально как охранителя системы, как последовательного сторонника преобразования страны и т.д.». Большой террор сопровождался массовым уничтожением людей, что и в то время с точки зрения международного права являлось преступлением. Понимание «эффективного управления» в таком ключе может повлечь непредсказуемые последствия. Авторы говорят о наличии различных партийных и политических группировок, о наличии реальной опасности для власти Сталина. Материалы расследований, которые проводились во второй половине 50-х годов по делам, связанным с реабилитацией необоснованно репрессированных граждан, содержат массу фактов, говорящих о том, как добивались показаний в годы террора.
Отходя от темы Большого террора, следует обратить внимание на рассмотрение вопроса о Белом движении. Авторы концепции представляют его как нечто единое, объединенное идеей установления «старых порядков». На самом деле существовали различные правительства -- самарское, сибирское, юга России т.д. Они выступали под разными политическими лозунгами, имели свои идеологические платформы.
Только используя законодательную базу, архивные данные, документы, можно дать более или менее объективную оценку событиям прошлого. Исходя из собственного педагогического опыта, могу утверждать, что молодой читатель или обучающийся быстро распознают попытку обойти острые углы в истории, желание сделать ее более «удобоваримой». Следствием такой попытки может стать неверие и правовой нигилизм.
Константин ЮХНЕВИЧ, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России
|