Время новостей
     N°184, 06 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.10.2008
Дерипаска ищет приемлемые условия
«Базовый элемент» объявил о ревизии проектов группы в связи с мировым финансовым кризисом
Холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски на прошлой неделе вышел из инвестиции в 25% акций производителя автокомпонентов Magna International Inc. А вчера гендиректор «Базэла» Гульжан Молдажанова заявила журналистам, что ее компания начала анализировать все свои инвестпроекты и уже приняла решение о том, что не будет реализовывать те из них, финансирование которых не может быть обеспечено банками на приемлемых условиях. "У нас нет вопроса: выживет бизнес или не выживет, -- цитирует ее Интерфакс. -- Мы задаем себе вопрос: как мы сможем увеличить долю на рынках, где работаем, за счет тех, кто не сможет обеспечить себе мягкой посадки?.. Мы продолжим выполнять все проекты, которые сейчас начали, мы продолжим вкладывать деньги в улучшение существующих активов, но те проекты, которые были только в планах, и банковское финансирование было не подтверждено, будут приостановлены". При этом она особо уточнила, что банк "Союз", входящий в "Базэл", способен выполнять свои обязательства перед всеми вкладчиками и контрагентами: "Базовый элемент" предоставил определенную ликвидность банку "Союз", так как главная задача банка -- своевременно выполнять обязательства перед вкладчиками, и он с ней справляется. Будет ли банк давать кредиты? Завтра -- нет, потом -- да».

"Кредитор дочерней компании "Русских машин" (входит в состав «Базэла». -- Ред.) реализовал право на 20 млн акций Magna, заложенных в обеспечение финансирования, которое "Русские машины" привлекли для своей инвестиции в Magna 20 сентября 2007 года. Соответственно участие "Русских машин" в соглашении со Stronach Trust (основной акционер Magna) прекращено", -- говорится в сообщении Magna. В свою очередь г-жа Молдажанова заявила: "Мы купили Magna для того, чтобы создать пока не существовавшую в России индустрию автокомпонентов. Для того чтобы сделать эту инвестицию, мы использовали очень распространенный финансовый инструмент -- маржинальный кредит под залог акций. Когда котировки акций начали снижаться, мы были вынуждены для поддержания баланса в кредите компенсировать снижение их стоимости денежными средствами. Однако в какой-то момент мы поняли, что не можем прогнозировать, где же находится дно у мирового рынка акций и каких средств потребует дальнейшее сохранение этой позиции. Мы предложили банку изменить структуру кредита, однако банк, и мы понимаем его решение, предпочел реализовать эти акции". В итоге холдинг г-на Дерипаски, призналась она, получил убыток: "Какой убыток («Базэла». -- Ред.) -- легко посчитать, если посмотреть котировки акций во время покупки и во время продажи". С 20 сентября 2007 года, когда была подписана сделка по приобретению акций, котировки Magna на NYCE упали почти на 30%.

В то же время продавать свои 25% акций австрийской строительной компании Strabag г-н Дерипаска не намерен, несмотря на то, что на покупку этих бумаг, так же как и на приобретение Magna, привлекался маржинальный кредит, и «Базэл" теперь вынужден поддерживать деньгами падение стоимости котировок. "Strabag -- это наша стратегическая инвестиция, нам не просто принадлежат акции этой компании, мы являемся партнерами по ее развитию, -- заявила г-жа Молдажанова. -- Strabag работает в принципиально ином секторе, чем Magna. Несмотря на то что мировой финансовый кризис затронул все отрасли промышленности, инфраструктурное строительство, как мы считаем, быстрее всего оправится от его последствий, так как спрос на такие объекты довольно высок. Да, возможно, в России некоторые мелкие игроки уйдут с рынка, потому что их процветание было вызвано не какими-то особыми качествами менеджмента, а бурным ростом самого рынка. Но крупные компании останутся и только выиграют. Кроме того, падение сырья, как, например, цемента вдвое, а стали -- на треть, позволит более эффективно реализовывать многие проекты. Поэтому с акциями Strabag мы не расстанемся". Между тем инвестиции в другую строительную компанию -- германскую Hochtief -- она назвала другим типом инвестиций: "У нас там около 10%, и нет никаких акционерных соглашений или чего-то подобного. Мы просто один из крупных инвесторов".

Иван ГОРДЕЕВ