|
|
N°185, 07 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Танцы белых и зеленых
В Екатеринбургском театре оперы и балета показали "Каменный цветок"
В каждом ларьке малахитовая (псевдомалахитовая) ящерка, мастера по камню особо отмечены в краеведческом музее -- очевидно, что в эпоху подрастающего патриотизма Екатеринбургский театр оперы и балета не мог не вспомнить о «родном», местном сказочном сюжете. Вообще-то «Каменный цветок» в Екатеринбурге уже ставили, но то был балет Александра Фридлендера, впервые появившийся на сцене в 1944 году, а затем возобновленный в 1975-м. Балет Сергея Прокофьева в уральской столице поставлен впервые, и с музыкантами ему повезло -- Сергей Стадлер, возглавляющий театр с прошлого сезона, вел оркестр бережно и тонко. Но совсем не повезло с хореографией.
По какому принципу провинциальные театры страны приглашают на постановки столичных жителей, совершеннейшая загадка. Вот есть хореограф Андрей Петров, что руководит «Кремлевским балетом». Его собственные постановки в этом коллективе мучеников идеи (потому что зарабатывают артисты там копейки) -- ужас на ужасе и кошмар на кошмаре. То Наполеон размножается на сцене делением, то Фантастическая симфония Берлиоза превращается в аккомпанемент суровой фрейдистской драмы. Премьеры выходят, народ пожимает плечами, рецензенты хихикают (или плачут -- в зависимости от темперамента и чувства ответственности за судьбы русского балета), и после нескольких представлений спектакль растворяется в воздухе. Потому что зарабатывает театр не творчеством своего главного балетмейстера, а редакциями классики. А потом этого балетмейстера приглашают в академический театр, в столице Урала, между прочим, -- чтобы он ставил спектакль, который, как написано в программке, должен стать «визитной карточкой» театра. Вот тот, кто приглашал, он вообще его спектакли видел?
Ну вот теперь его в Екатеринбурге увидели.
Увидели любимые па хореографа. Вертикальный шпагат, к примеру, -- девушки дерут ногу вверх во всех жизненных ситуациях. Вот чистую девушку Катерину (Наталья Балахничева) пытается изнасиловать подлый приказчик Северьян (Сергей Кращенко). Она сопротивляется, отталкивает его -- а нога решительно указывает в потолок. Во втором акте та же Катерина приходит к Хозяйке Медной горы, чтобы упросить ту отпустить любимого Данилу, -- смирение, мольба -- и снова выстреливающая вверх нога. То есть здесь можно, конечно, предположить, что это такая глубокая задумка хореографа и на самом деле Катерина расчетливо соблазняет Северьяна и горда так, что не может того скрыть перед Хозяйкой, -- но на самом деле у хореографа просто катастрофически не хватает фантазии и вкуса.
Данила (Михаил Евгенов) изъясняется в основном самыми затертыми фразами из классических вариаций, что выглядит дико -- все-таки уральский мастер, а не принц Дезире. Северьян напоминает злодеев из балетов Юрия Григоровича -- но надо сказать, что азарт, с которым артист и танцует, и играет (а сыграть надо многое -- и пьяный кураж, и смертельный ужас, когда его ловит Хозяйка), искупает затрепанность фраз. А вот кордебалету досталась тяжкая доля -- с его помощью балетмейстер старается быть современным. В результате «драгоценные камни» приветствуют Хозяйку, стоя на четвереньках и подняв одну ногу вверх, как собачка на прогулке.
Выглядят драгоценные камни натуральной китайской бижутерией -- потому что одеты в семафорные цвета анилиновой яркости. Работу художников (Станислав Бенедиктов -- сценография, Ольга Полянская -- костюмы) иначе как катастрофичной не назовешь -- ну почему вот во всех картинах над головой героев каменные своды? Они что, в пещерах живут? И зачем опускать перед актерами полупрозрачную сетку? При бедном освещении в первом акте кажется, что действие происходит в аквариуме, во втором же (оттенок с синего меняется на зеленый) аквариум, кажется, зацвел...
В этом «Каменном цветке» есть, вроде бы, все компоненты «настоящего» балетного спектакля -- ну то есть такого спектакля, который считают «настоящим балетным» люди, видевшие лишь «Лебединое озеро» в мрачный день по телевизору. Есть девушка белая, лирическая. Есть девушка грозная (не черный лебедь, но зеленая ящерица -- неважно). Есть неопределенно-лирический герой. Есть яркий злодей. Есть вариации корифеек. Есть даже вставные цыганские танцы (огромная сцена на ярмарке -- все остановилось, они пляшут). Но балета в нем -- нет. Потому что и в танцах белых, и в зеленых, и в красно-цыганских нет ни капли собственной выдумки, ни искры таланта. И вообще нет представления о времени -- о сегодняшнем дне, о большом мире хореографии. Будто человек выбрался из пещеры, ничего в жизни не видел и считает, что и люди вокруг него ничего не видели. В 1970 году он, возможно, имел бы успех. Но для успеха Андрея Петрова необходим как минимум «железный занавес» и отсутствие трансляций настоящих спектаклей по каналу «Культура». Будем надеяться, в ближайшее время Андрею Петрову такого успеха не видать.
Анна ГОРДЕЕВА