Российские власти в субботу официально обвинили грузинские спецслужбы в причастности к организации взрыва, прогремевшего днем в пятницу в Цхинвали у штаба российских миротворцев. В результате ЧП, согласно окончательным официальным данным, погибли 11 человек -- двое местных жителей и девять российских военнослужащих из состава миротворческого контингента в Южной Осетии, в том числе начальник Объединенного штаба сил по поддержанию мира в зоне конфликта полковник Иван Петрик. Еще шесть российских миротворцев получили тяжелые ранения.
Как сообщил официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин, на основе специального соглашения с генпрокуратурой Южной Осетии расследованием взрыва в Цхинвали занялась бригада сотрудников Военного следственного управления (ВСУ) СКП. Произошедшее они сразу же расценили как «терроризм», возбудив соответствующее уголовное дело, а уже на второй день работы озвучили свои выводы. «У следствия есть все основания полагать, что к теракту в Цхинвали причастны спецслужбы Грузии, -- заявил в субботу г-н Маркин. - Цель данной акции -- дестабилизировать обстановку в молодой независимой республике, которая только недавно начала оправляться от агрессии грузинской армии против Южной Осетии. Грузинское руководство продолжает вести политику государственного терроризма. Спецслужбы Грузии не прекращают планировать и организовывать провокации и диверсионные акты, которые направлены не только против граждан Южной Осетии, но и против российских миротворцев».
Скорые выводы российских следователей стали логичным продолжением обмена взаимными претензиями властей Южной Осетии и Грузии, который начался в первые же часы после взрыва. Глава Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что теракт был организован МГБ Грузии. А в МВД Грузии в свою очередь заявили, будто за взрывом стоят российские спецслужбы, которые преследуют цель «затягивания вывода российских оккупационных войск из прилежащих к зоне конфликта районов», предусмотренного
планом Медведева--Саркози. Согласно этим договоренностям, российские миротворцы с 1 по 10 октября должны вывести свои подразделения из «зон безопасности» вокруг Южной Осетии и Абхазии, а на смену им должны прийти наблюдатели ЕС. Взрыв в Цхинвали действительно совпал с началом реализации этого плана, однако о его срыве речи пока не идет.
Вчера днем помощник главкома Сухопутными войсками РФ полковник Игорь Конашенков официально объявил, что «мы начали работы по демонтажу и выводу материальных средств с наблюдательных постов, которые находятся на южной границе зоны безопасности». Его слова подтвердили в МВД Грузии и миссии наблюдателей Евросоюза. По данным МВД Грузии, в ночь на воскресенье из села Урта Зугдидского района Грузии выехали около 30 российских военных грузовиков, и военные начали демонтаж располагавшейся в этом селе базы миротворцев. Кроме того, по грузинским данным, подразделения российской армии начали подготовку к выходу из сел Канти, Анаклия, Чхороцку и Ганмухуру. В свою очередь руководитель миссии Евросоюза в Грузии Ханс Йорг Хабер вчера сообщил, что во второй половине дня российские подразделения аннулировали свой пост и покинули село Набархеви в Хашурском районе Грузии.
Что касается самого взрыва в Цхинвали, то, несмотря на бурную реакцию на него властей Южной Осетии, России и Грузии, пока достоверно известны лишь обстоятельства взрыва и его последствия. Взрыв прогремел около 16.45 в нескольких метрах от здания штаба российских миротворцев в так называемом Нижнем городке Цхинвали. Произошло это в тот момент, когда военные начали досмотр доставленного патрулем подозрительного автомобиля, в котором, по предварительным данным, находилась мощная бомба.
В результате теракта погибли 11 человек. По данным МВД Южной Осетии, в списке жертв теракта оказались девять российских военнослужащих -- начальник штаба миротворцев полковник Иван Петрик, майор Игорь Кукарин, майор Равиль Колчин, рядовой Марат Асцандияров, младший сержант Александр Дуркин, младший сержант Вячеслав Хорош, старший сержант Павел Куркин, старшина Сергей Шуруля и младший сержант Сергей Бакалев. Ранения получили майор Сергей Волочаев, прапорщик Вячеслав Килинченко, прапорщик Сергей Попов, рядовой Владимир Дашиев, младший сержант Владимир Павлов и сержант Иван Солдатенко.
Начальник штаба миротворцев полковник Петрик в момент взрыва находился в своем рабочем кабинете на первом этаже здания штаба, машина была оставлена практически под его окном. Взрыв был такой силы, что окна в зданиях выбило в радиусе почти 500 метров.
Откуда взялась эта машина, при каких обстоятельствах она появилась у здания штаба миротворцев и почему взорвалась, было до конца не понятно. Практически все, кто это знал, погибли, поскольку взрыв произошел почти сразу после того, как ее доставили к штабу и начали осматривать.
Не очень достоверными выглядели и заявления о типе заложенной в автомобиле бомбы и способе ее подрыва. Поскольку машину буквально разнесло на мелкие части, установить все это может лишь экспертиза, которая в таких случаях занимает несколько недель, а то и месяцев. Соответственно сообщения МВД Южной Осетии о том, что мина в машине была радиоуправляемой и террористы подорвали ее специально в такой ситуации и в тот момент, чтобы нанести наибольшие потери миротворцам, можно было считать лишь одной из версий. Ведь можно допустить и то, что машина подорвалась в результате неосторожных действий тех, кто ее осматривал. Так же исходя исключительно из масштабов разрушений, судя по всему, была определена и мощность взорвавшейся бомбы -- примерно 20 кг тротила.
Сначала сообщалось, будто взрыв произошел в автомашине ВАЗ-2109, позже -- в «УАЗе». Правда, в обоих вариантах отмечалось, что заминированная машина была с грузинскими регистрационными номерами. Относительно происхождения автомобиля также озвучивались разные данные. По одним, он был обнаружен южноосетинскими ополченцами, патрулировавшими на своей частной машине окрестности в районе пустующего и разрушенного села Дици на дороге в Гори в 5--6 км от Цхинвали, где ранее жили грузины. Машина привлекла их внимание тем, что стояла пустая, но якобы с ключом в замке зажигания. Ополченцы решили доставить машину в Цхинвали, но по пути их остановил патруль миротворцев, которые сопроводил обе машины и четверых ополченцев к штабу для разбирательства. По этой версии, при взрыве погибли и двое ополченцев, которые нашли машину.
По другой версии, подозрительный автомобиль был задержан непосредственно патрулем миротворцев, поскольку у находившихся в нем людей были найдены две гранаты и автоматы. И ни о каких ополченцах речи не шло. Кроме того, в МВД Южной Осетии предполагали, что автомобиль мог быть специально «подкинут» миротворцам грузинскими спецслужбами. По этой версии, ранее в селе Дици базировался отряд грузинского спецназа, который во время боевых действий был оттуда выбит, но последнее время в село якобы периодически наведывались грузинские диверсанты.
В подтверждение этой версии в МВД Южной Осетии заявили, что, по их данным, за последнее время «грузинские спецслужбы подготовили 18 начиненных взрывчаткой легковых автомобилей для проведения терактов на территории Южной Осетии и Абхазии, и взрыв в Цхинвали аналогичен теракту, совершенному недавно в Сухуми у здания службы безопасности Абхазии». Глава комитета информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева со своей стороны отметила, что с начала этого года в республике было зафиксировано семь подобных терактов с использованием машин, привезенных с грузинской территории. «Как правило, граждане договаривались с родственниками и знакомыми с грузинской стороны о приобретении транспорта, а потом этот транспорт взрывался в Южной Осетии», -- рассказала г-жа Гаглоева.