На днях вступил в силу обвинительный приговор Тверского райсуда Москвы в отношении бывшего гендиректора ООО «Дунае-Торг» 54-летнего Николая Цветкова. Он был одним из основных фигурантов
скандального дела о хищении из бюджета почти миллиарда рублей с помощью налоговых махинаций с детскими игрушками. Суд признал его полностью виновным и приговорил к семи с половиной годам колонии общего режима.
Ранее за участие в этой афере были приговорены к различным срокам гендиректора семи фирм -- Иван Кобзев (ООО «ЗАП Стальконструкция»), Павел Лесников (ООО «Игрушка»), Артем Любимов (ООО «Дедал»), Александр Акимов (ООО «Стройформ Ресурс»), Андрей Фомичев (ООО «Юнита»), Максим Решетников (ООО «М-Стар») и Владимир Смирнов (ООО «Лодоссервис»).
По версии следствия, бизнесмены участвовали в масштабном и тщательно продуманном проекте, в рамках которого из госбюджета с помощью простых детских игрушек -- погремушек, кухонных наборов, досок для катания с ледяных горок, плюшевых мишек и прочих зверюшек -- было похищено более 834 млн руб. Эти деньги их фирмы получили в качестве частичного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), которое полагается производителям детских товаров. Однако, как выяснилось в ходе расследования, на самом деле все эти предприятия к изготовлению или торговле игрушками никакого отношения не имели. Существовали они только на бумаге и занимались только бумажной работой -- составлением фиктивных контрактов, документов о якобы выполненной работе по производству тех самых игрушек с единственной целью -- чтобы на основании этих бумаг получить у государства тот самый НДС, который на самом деле никто ему и не платил.
Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД по Москве возбудило дело по факту мошенничества еще в июле 2004 года. Следствие установило, что образовалась «игрушечная мафия» в 2002 году, практически сразу после принятия второй части Налогового кодекса, предоставлявшей производителям игрушек налоговые льготы. Как следует из материалов дела, именно тогда г-н Цветков, «являясь соорганизатором и соисполнителем преступного замысла, вступил в преступную группу, преследуя корыстную цель для личного обогащения».
Реализовываться же афера, по данным следствия, начала в 2003 году, когда в городе Лыткарино (Люберецкий район Московской области) одной турецкой строительной компанией был построен завод по переработке пластика ООО «Спецпластик». В шести цехах завода было установлено оборудование, а в налоговых инспекциях Москвы практически одновременно было зарегистрировано пять фирм -- ООО «ЗАП Стальконструкция», ООО «Игрушка», ООО «Дедал», ООО «Стройформ Ресурс» и ООО «Юнита». Должности гендиректоров этих фирм заняли люди, привлеченные, по данным следствия, г-ном Цветковым.
По документам эти компании являлись поставщиками сырья для изготовления игрушек. Как установило следствие, Николай Цветков, являясь гендиректором компании «Дунае-Торг», заключил договоры с компаниями «ЗАП Стальконструкция», «Игрушка», «Дедал», «Стройформ Ресурс» и «Юнита» на производство игрушек из давальческого сырья. Как следует из материалов дела, руководители этих компаний в свою очередь по указанию г-на Цветкова подписали договоры с компанией «Лодоссервис» о закупке у нее сырья -- пластмассовой крошки и стабилизаторов. Кроме того, глава «Дунае-Торг» заключил договор с транспортной компанией ООО «Трейд-Лайн» о доставке сырья на завод. Во исполнение этих договоров г-н Цветков арендовал цехи лыткаринского завода, закупил недостающие станки, нанял рабочих, и очень скоро, по документам, представленным в налоговую инспекцию, производство заработало.
По данным следствия, как только с конвейера сошла первая партия игрушек, «ЗАП Стальконструкция», «Игрушка», «Дедал», «Стройформ Ресурс» и «Юнита» заключили договор о реализации товара с фирмой «М-Стар», которая в свою очередь, как следовало из документов, реализовывала товар через оптовиков, столичные рынки и магазины. На основании этого Кобзев, Лесников, Любимов, Акимов и Фомичев раз в месяц стали подавать в налоговые инспекции документы на возмещение части НДС, утверждая, что уплатили этот налог в полной мере при оплате сырья, транспортных расходов и, главное, при производстве игрушек. Поскольку в налоговых органах эти документы не вызвали подозрений, с апреля по июль 2003 года на счета фирм «ЗАП Стальконструкция», «Игрушка», «Дедал», «Стройформ Ресурс» и «Юнита» из казны было перечислено более 834 млн рублей.
Однако когда гг. Кобзев, Лесников, Любимов, Акимов и Фомичев принесли в налоговые инспекции очередную партию документов на возмещение НДС, «игрушечным» бизнесом заинтересовались сотрудники столичного управления по налоговым преступлениям (УНП). Оперативники обратили внимание на ряд загадочных обстоятельств. Во-первых, из поданных бизнесменами документов следовало, что всего за полгода работы они умудрились произвести и реализовать около 15 млн комплектов игрушек -- при том, что в России на тот момент, согласно данным Госкомстата, имелось всего 12 млн граждан в возрасте до 15 лет. Столь «ударный» труд выглядел тем более странно, что продавались эти игрушки, как следовало из документов, практически по себестоимости. То есть бизнесмены, получалось, работали себе в убыток. Также выяснилось, что в штате компаний «ЗАП Стальконструкция», «Игрушка», «Дедал», «Стройформ Ресурс» и «Юнита», кроме гендиректоров, сотрудников больше не было. А на самом заводе «Спецпластик» не было найдено никаких признаков оборудования для производства игрушек и самого товара, даже образцов. Но, самое главное, милиционеры установили, что проверка деклараций и возмещение НДС представителями налоговых служб были проведены всего за пару недель.
Оперативники обыскали фирмы и изъяли финансовую документацию. Тогда-то и выяснилось, что почти сразу после получения бюджетных денег «ЗАП Стальконструкция», «Игрушка», «Дедал», «Стройформ Ресурс» и «Юнита» перечисляли их на счета фирм-однодневок, которые в свою очередь «прогоняли» миллионы через ряд столичных банков по фиктивным контрактам.
Первыми были задержаны Кобзев, Любимов и Лесников, но они ничего прояснить не смогли. Гендиректора рассказали, что некие люди -- Юрий Глотов, Александр Гридин, Андрей Бушуев и Николай Цветков -- наняли их через объявления о трудоустройстве в Интернете, предложив за зарплату в 500 долл. в месяц подписывать уже готовые договоры и налоговые декларации. «Бизнесмены» честно признались, что в суть этих документов не вдавались, просто время от времени им звонил некий человек, которого они знали под условным именем. Он сообщал, что к ним подъедет курьер с документами, на которых надо расписаться. При этом все трое задержанных, как выяснило следствие, до вызова к следователю вообще не были знакомы между собой. Это еще раз подтверждало, что вся история с производством игрушек в Лыткарине была фикцией, однако доказать это оказалось непросто.
Как только следователи начали предпринимать активные действия, обнаружилось, что все станки с завода вывезены (продолжал работу там только один цех по переработке пластиковых бутылок), а на складах нет ни сырья, ни игрушек. Тогда следователи решили проверить, какие грузы доставлялись и вывозились с лыткаринского завода, поскольку фирмы среди прочего должны были предоставлять в налоговые инспекции товарно-транспортные накладные с указанием фамилий водителей, номеров рейсов, машин и пунктов погрузки-разгрузки.
Выяснилось, что в «Трейд-Лайн» якобы работали пять водителей, "граждан Армении", которых на самом деле не существовало. Кроме того, было установлено, что на «Спецпластик» приезжали водители других транспортных компаний, которые должны были оттуда вывозить игрушки на склад «М-Стар». Однако, как показали водители-экспедиторы, с утра они приезжали на территорию завода, ставили там машины и никаких перевозок не осуществляли. А вечером им выдавались отмеченные накладные, водители садились в машину и уезжали. И так на протяжении четырех месяцев.
Никаких следов игрушек не было обнаружено и на складе фирмы «М-Стар» в городе Дзержинском, которая, как следовало из документов, должна была их реализовывать. Аренда за складское помещение этой фирмой платилась регулярно, но вместо игрушек сыщики при обыске обнаружили там только пластиковые пуговицы. Однако все это были лишь косвенные улики. Прямых доказательств того, что производства игрушек в Лыткарине не существовало и соответственно все это являлось аферой, следствию найти так и не удавалось. Тогда сыщики запросили в Пенсионном фонде данные на сотрудников компаний, которые якобы работали за станками в Лыткарине. Выяснилось, что практически все сотрудники проживали в Тульской области и числились лишь на бумаге.
Все эти полученные по крупицам доказательства окончательно подтвердили, что более 834 млн руб. были возмещены «производителям» незаконно. После этого всем троим -- Ивану Кобзеву, Павлу Лесникову и Артему Любимову -- были предъявлены обвинения как исполнителям мошенничества, действовавшим в составе организованной преступной группы.
Вскоре сыщики вышли на след Акимова, Фомичева, Решетникова и Смирнова, которые рассказали аналогичную историю. В результате в 2006--2007 годах все они были приговорены к различным срокам наказания как соучастники преступления. Суд посчитал, что незнание закона не освобождает их от ответственности.
Но на след организаторов аферы сыщикам напасть долго не удавалось. По версии следствия, организовать махинации мог, вероятнее всего, Андрей Бушуев. Но еще когда следствие только начиналось, его нашли повесившимся в своей квартире. Исчез тогда и глава «Дунае-Торг» Николай Цветков. Он был объявлен в розыск, и следователи даже опасались, что его уже нет в живых. Лишь в сентябре прошлого года он вдруг нашелся. «Цветков неожиданно сам себя обнаружил, придя в ГАИ Щекинского района Тульской области за новыми водительскими правами, -- рассказал следователь 6-го отдела ГСУ старший лейтенант юстиции Сергей Воронин. -- Примечательно, что он не вызвал никаких подозрений, но инспекторы решили его проверить по розыскной базе, в которой он и числился. Его тут же задержали и доставили к нам под конвоем».
Поначалу на допросах он отказывался давать показания, потом передумал и согласился сотрудничать со следствием, признав вину лишь частично, в некоторых незначительных нарушениях. При этом Цветков настаивал, что работа «Дунае-Торг» была направлена именно на извлечение прибыли, а про незаконное возмещение НДС он ничего не знал.
«На допросах Цветков пояснил, что работу в «Дунае-Торг» ему предложили Гридин и Бушуев, -- рассказал г-н Воронин. -- Его назначили на должность гендиректора фирмы с окладом в тысячу долларов. По словам Цветкова, его работа заключалась в том, чтобы подписывать договоры с различными компаниями -- на аренду цехов «Спецпластика», на поставку давальческого сырья с компаниями «Стройформ Ресурс», «Юнита», «Дедал», «Игрушка» и «ЗАП Стальконструкция» и т.д. Всех гендиректоров этих фиктивных компаний, как пояснил Цветков, он знал лично. Кроме этого, Цветков вел и всю бухгалтерию по всем сделкам с игрушками, им же подписывалась вся налоговая отчетность и документы на открытие расчетного счета компании». Тем не менее следствие посчитало доказанной вину г-на Цветкова именно как одного из организаторов «игрушечной аферы». И суд с его доводами полностью согласился.
Впрочем, по словам следователя Сергея Воронина, расследование на этом не закончено, поскольку в розыске остаются еще несколько предполагаемых организаторов махинаций и не удалось найти похищенные деньги.