Виктор Ющенко асимметрично ответил на газовые договоренности Юлии Тимошенко и Владимира Путина
Премьер-министр Украины
Юлия Тимошенко, возвратившись из Москвы с новым газовым меморандумом, получила неудовлетворительную оценку от президента Виктора Ющенко. Глава государства подписал в минувшую пятницу указ о введении в действие решения совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о стабилизации финансового состояния «Нафтогаза Украины» и ситуации на рынке природного газа. В документе, принятом СНБО еще 26 сентября, работа правительства под руководством г-жи Тимошенко (в части оздоровления нефтегазового госконцерна) признана «такой, которая создает реальную угрозу национальной безопасности государства». Но в силу он вступил только после подписи г-на Ющенко и опубликования на официальном сайте президента, что, судя по всему, было приурочено к «сепаратным» газовым переговорам премьер-министра в Москве.
Указом, в частности, устанавливается, что кабинет министров должен обеспечить «Нафтогазу» дотации в размере 9,1 млрд гривен (1,8 млрд долл.) для компенсации разницы между ценой импортного газа и ставкой реализации топлива для коммунальных котельных. Для госбюджета такие расходы выглядят непосильными и в предвыборных условиях явно неприемлемыми для премьера.
Впрочем, г-жу Тимошенко такой прием несильно смутил. Уже на этой неделе должно быть решено, будет ли сформирована новая парламентская коалиция или президент распустит Верховную раду (что означает отставку правительства) и объявит очередные досрочные выборы. Премьеру было важно получить в России газовый козырь -- обещание постепенного роста цен на газ до европейского уровня, чтобы укрепить свою политическую платформу. И, возвратившись из Москвы, она могла гордо рекламировать свой «трофей».
«Украина уже имеет полностью отработанные контракты, подписанный меморандум и, безусловно, логику, как будет формироваться цена», -- сообщила на брифинге г-жа Тимошенко. Как известно, договоренности премьеров предусматривают готовность Москвы с 1 января 2009 года поставлять газ по прямым контрактам между «Газпромом» и «Нафтогазом», а переход на европейские цены растянуть на три года, т.е. до 2011-го. Соответственно в следующем и 2010 году к рыночной цене будут применяться дисконты (их размеры еще не утверждены).
Многое будет зависеть от того, удастся ли «Газпрому» предусмотреть в контрактах на закупку газа у Туркмении и Узбекистана украинские льготы (соответствующие документы еще не подписаны). В этом случае Киеву будет проще рассчитывать на цену в 260--270 долл. за тысячу кубометров на российско-украинской границе. Если же Ашхабад и Ташкент потребуют безусловного выполнения принципиальных договоренностей с «Газпромом» о переходе с 1 января на европейские закупочные цены своего газа, то и дисконт для Украины российскому концерну придется предоставлять из собственной прибыли. А это может повлечь дополнительные издержки для Киева -- в виде допуска к активам и другим преференциям для «уполномоченных» Москвой компаний (не только «Газпрома»).
Украинский премьер слегка приоткрыла завесу тайны и над принципами формирования тарифа на прокачку российского газа в Европу через сети «Нафтогаза». «Что касается тарифа, то мы нашли такую формулу, которая не приводит к увеличению цены на газ, а наоборот, приводит к уменьшению цены на газ. То есть мы имеем в виду, что есть технический газ, который используется для прокачки российского природного газа через Украину к Европе», -- сказала она, подчеркнув, что стоимость этого технического газа «будет обсуждаться в отдельном переговорном процессе». Сейчас «Нафтогаз» получает от «Газпрома» около 2 млрд долл. в год при транзитной ставке 1,7 долл. за тысячу кубометров на 100 км. При этом для обеспечения работы газотранспортной системы «Нафтогаз» приобретает около 6 млрд кубометров импортного газа по обычной цене 179,5 долл. за тысячу кубометров. При росте цены газа на границе хотя бы до желанных Киеву 270 долл. (этот параметр заложен в проекте бюджета на следующий год) и ставка транзита должна вырасти примерно до 2 долл., чтобы обеспечить «Нафтогазу» существующее соотношение доходов от транспортировки к расходам на технический газ. Но рост стоимости транзита автоматически снижает закупочную цену на российско-украинской границе для всего импортного газа, поскольку расходы на транспортировку должны вычитаться из европейской цены. Поэтому «Газпрому» может оказаться выгоднее сохранить транзитную ставку, продавая газ для нужд газотранспортной системы Украины по еще более льготной цене.
Очевидно, что никаких конкретных и окончательных договоренностей не будет до выхода Украины из политического тупика. Или хотя бы до решения судьбы правительства Юлии Тимошенко. А кроме того, решения вопросов с задолженностью «Нафтогаза» за газ перед RosUkrEnergo (оценивается в 1,3 млрд долл.) и надлежащего оформления газа в подземных хранилищах Украины, большая часть которого «Нафтогазу» не принадлежит, а так или иначе входит в сферу интересов «Газпрома» и его партнера по RosUkrEenrgo Дмитрия Фирташа.