Американская Exxon Mobile, которая является оператором «Сахалина-1», подводя первые итоги этого года, заявила, что проект вышел на чистую прибыль. Однако в компании отказываются раскрывать финансовые детали его реализации, как и детали своих переговоров с «Газпромом» о поставке газа с месторождений
в стратегически важный для российской монополии трубопровод Сахалин--Владивосток--Хабаровск. Как неофициально рассказали в консорциуме, оператор просто боится озвучивать свои планы из-за возможных проблем с чиновниками: когда в компании в начале года дали прогнозные цифры, надзорные органы проявили невиданную активность по проверке условий соблюдения лицензии. В целом опыт работы в России глава Exxon Mobile Джеймс Тейлор оценил весьма позитивно и отметил, что его компания хотела бы участвовать в новых проектах, например, в качестве инвестора, причем как на суше, так и на шельфе.
Представители всех компаний, входящих в консорциум по разработке «Сахалина-1» (Exxon Neftegaz Ltd. владеет 30%, индийская ONGC -- 20%, "Роснефть" -- 20% и японская SODECO -- 30%), в конце минувшей недели рассказывали о его успехах. Г-н Тейлор объявил о том, что с лета проект, на реализацию которого было потрачено около 7,1 млрд долл., вышел на чистую прибыль. Это принесло бюджету России в виде роялти и доли государства в добыче нефти и газа 28 млрд руб., 5 млрд из которых остались в бюджете Сахалинской области. Налоговые выплаты российской «Роснефти», по словам гендиректора ее «дочки» «Сахалинские проекты» Льва Бродского, составили 220 млн долл. Реализация «Сахалина-1», как сообщил г-н Тейлор, идет согласно планам: в этом году будет добыто около 9,2 млн тонн. Что ждут в компании от следующего года, г-н Тейлор рассказывать отказался, заявив, что это «коммерческая тайна». По его словам, если будет согласована смета проекта, уже в следующем году в компании собираются приступить к бурению на месторождении «Одопту», чтобы начать добычу в 2011 году. Другое крупное месторождение, «Аркутун-Даги», должно быть освоено к 2013 году.
При этом г-н Тейлор не стал рассказывать о перспективах продажи добываемого на «Сахалине-1» газа, на который претендует «Газпром», но за который готова больше заплатить китайская CNPC, ограничившись дежурной фразой о том, что «главным в решении этого вопроса по-прежнему является рентабельность продаж газа». Пока же попутный газ с «Сахалина-1» поставляется по долгосрочному контракту, заключенному в 2005 году, в Хабаровский край. По словам г-на Бродского, стоимость тысячи кубометров составляет 70--80 долл., и у консорциума есть планы увеличить поставки с нынешних 1--1,5 млрд кубометров в год вдвое.
Не стали развивать тему газа с «Сахалина-1» на конференции «Нефть и газ Сахалина» и представители «Газпрома», хотя и говорили о его поставках в трубопровод Сахалин--Владивосток--Хабаровск, мощность которого в 2011 году должна составить 10 млрд кубометров в год и впоследствии увеличена до 30 млрд, почти как о свершившемся факте. «В основном он будет заполняться газом с месторождений "Сахалина-1", а позже -- с Киринского, Восточно-Одоптинского и Аяшского блоков (недавно переданы «Газпрому» из нераспределенного фонда. --
Ред.)», -- заявил начальник управления координации восточных проектов "Газпрома" Виктор Тимошилов, который так и не смог подтвердить наличие подобных договоренностей с консорциумом, разрабатывающим «Сахалин-1». Поэтому
перспектива газификации Приморского края к саммиту АТЭС в 2012 году, похоже, пока остается весьма туманной. При этом, по словам г-на Тимошилова, в концерне рассчитывают начать добычу на Киринском месторождении, запасы которого оцениваются в 70 млрд кубометров газа, только в 2014 году.
Правда, «Газпром» может рассчитывать на дополнительные объемы газа, если госдоля в «Сахалине-1» и «Сахалине-2» будет получена газом. Г-н Тимошилов считает, что «это было бы правильным решением». «В регионе существует спрос на газ, который не может быть полностью удовлетворен за счет имеющихся ресурсов. Поэтому зачем государству получать деньги, чтобы потом тратить их на покупку газа?» -- сказал он.