Вывести на новый уровень взаимоотношения горожан с обслуживающими их коммунальными организациями обещает Министерство по антимонопольной политике. На состоявшемся в конце минувшей недели заседании Межведомственного совета по защите прав потребителей решено уже в третьем квартале 2002 года разработать и обсудить типовой договор на техническое обслуживание жилья с собственниками жилых помещений, а также типовой договор найма жилого помещения.
Эти документы, а также «Правила оказания жилищно-коммунальных услуг», которые МАП готовит совместно с Госстроем, должны регламентировать отношения жильцов с ЖЭКами и ДЭЗами и быть основой для их финансовых взаиморасчетов. По словам заместителя главы МАП Натальи Фонаревой, это позволит горожанам на законном основании требовать неукоснительного выполнения прописанных в заключенном договоре требований по обслуживанию жилья. Кроме того, МАП обещает предусмотреть процедуру наложения штрафов и пени не только на задерживающихся с оплатой услуг ЖКХ граждан, но и на коммунальные хозяйства, не выполняющие в полном объеме обязательств. Пока же, подчеркнула г-жа Фонарева, предприятия ЖКХ «не несут никакой ответственности за обслуживание и
ремонт квартир граждан».
Последнее жители российских городов и сами прекрасно знают. Энтузиастов, которым удалось отстоять свои права -- на горячую ли воду, на уменьшение квартплаты в связи с невыполнением ЖЭКом своих обязательств, -- можно во всей стране пересчитать по пальцам. Например, одним из последних победителей стал московский пенсионер Игорь Соколов. Г-ну Соколову удалось рассчитать истинное потребление воды его семьей и добиться права оплачивать эту услугу не по усредненным общегородским тарифам, а в зависимости от количества истраченной горячей и холодной воды. В том, что подобная победа -- большая редкость, можно не сомневаться, иначе пенсионер не стал бы героем публикаций практически всех московских изданий.
Дело в том, что всерьез выяснять отношения с предприятиями ЖКХ можно только в суде: лишь служители Фемиды в состоянии разъяснить коммунальщикам положения Гражданского кодекса, на основании которого и вступают во взаимодействия владельцы жилых помещений и обслуживающие их организации. Другие же законы -- например, Закон о защите прав потребителей -- в отсутствие письменных договоров между жильцами и ЖЭКами практически не работают. Возможно, именно поэтому МАП и торопит представителей Госстроя с подготовкой правил и типового договора. Во всяком случае на заседании Межведомственного совета по защите прав потребителей было заявлено, что МАП намерен уже в скором времени добиваться повсеместного введения «письменных договоров с указанием конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту устройств и сетей, предназначенных для оказания коммунальных услуг».