Премьер Владимир Путин вчера неожиданно решил провести совещание по вопросам
строительства нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО). Как было заявлено в Ново-Огарево, уже сегодня состоится торжественный запуск первой очереди трубопровода (по ней будет прокачиваться нефть в реверсном режиме). "Я доволен в целом темпами и качеством выполненных работ", -- заявил премьер. А вице-премьер Игорь Сечин, руководители «Транснефти» и «Сургутнефтегаза» Николай Токарев и Владимир Богданов сообщили, что нефтепровод будет обеспечен сырьем в полном объеме. "На первом этапе речь идет о более чем 30 млн тонн нефти (в год. --
Ред.), -- сказал г-н Токарев. -- Сегодня реально нефтяники могут обеспечить этот объем с западных месторождений". Он выразил уверенность в том, что запланированная мощность ВСТО в 80 млн тонн в год до 2020 года будет обеспечена. "С учетом отвода на КНР мы до 2020 года доведем заполнение трубы до этих объемов. Они просчитаны", -- пообещал глава «Транснефти».
Нефтепроводная система ВСТО строится для транспортировки российской нефти на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализацию проекта предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе предусматривается строительство участка Тайшет (Иркутская область) -- Сковородино (Амурская область) и сооружение нефтеналивного терминала в порту Козьмино мощностью 30 млн тонн нефти в год. От Сковородино до Тихого океана нефть планируется перевозить по железной дороге. На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино--Козьмино. Ранее планировалось, что первая очередь ВСТО будет запущена в октябре--декабре 2008 года, однако срок ее ввода был перенесен на конец 2009 года. В связи с этим было принято решение о запуске уже построенной части ВСТО в реверсном режиме -- в западном направлении.
Самый спорный вопрос в строительстве ВСТО --
ответвление нефтепровода на Китай -- вчера был упомянут вскользь. Российские власти, похоже, до сих пор не имеют четкой позиции относительно его необходимости. Как заявил г-н Токарев, "уже подготовлен проект строительства ответвления на Китай, и китайская сторона профинансировала ТЭО в сумме 37 млн долл.". По его словам, сейчас этот проект находится на госэкспертизе, которая завершится «в ближайшее время». Китайская сторона, как известно, подготовила ТЭО строительство от границы внутрь страны и уже несколько лет ждет решения российских властей.
Но Владимир Путин, похоже, не был настроен что-либо решать на совещании. Он предпочитал вспоминать, как шло строительство. "Я был на Дальнем Востоке и смотрел за строительством нефтяного терминала в Козьмино. В целом доволен темпами и качеством строительства", -- сказал премьер. Он также отметил, что в ходе реализации проекта возникали некоторые сложности, связанные с отсутствием в регионе необходимой инфраструктуры. "Транснефть" и другие нефтяные компании принимали дополнительные решения, в том числе по электрообеспечению, строительству дорог и, конечно, проблемам экологии, -- заявил г-н Путин. -- Достаточно вспомнить проблему обхода Байкала. Конечно же, это вызвало дополнительные затраты, но они оправданны. В целом мы показали хороший пример бережного отношения к природе. Это нам зачтется, и будущее поколение сумеет оценить наши усилия".