|
|
N°184, 06 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Адмиральский час
На экраны выходит фильм об Александре Колчаке
То, что «Адмиралъ» Андрея Кравчука станет главным российским фильмом осени, было понятно давно -- даже несмотря на то, что идея увлечь современного попкорнового зрителя историей жизни и любви Александра Васильевича Колчака (Константин Хабенский) -- полярника, царского адмирала, а после революции -- Верховного правителя России и одного из лидеров Белого движения, расстрелянного большевиками в 1920 году, кажется если не странной, то во всяком случае рискованной. Но залп дан из всех орудий -- огромный бюджет, тщательное воссоздание исторических реалий, хитовый на сегодня актерский состав и, наконец, неизбежно-колоссальная рекламная кампания вполне могут сделать свое дело. Тем более что создатели фильма заблаговременно подстраховались, и «Адмиралъ» не только (или даже не столько) исторический колосс, но и романтическая история любви Колчака к Анне Васильевне Тимиревой, красавице-аристократке, в 1918 году ставшей официальной женой адмирала, после его расстрела проведшей больше тридцати лет по ссылкам и лагерям, а в середине 60-х работавшей консультантом по этикету на съемках бондарчуковской «Войны и мира» (этот эпизод тоже попал на экран -- режиссера по имени Сергей Федорович играет, как несложно догадаться, режиссер Федор Сергеевич).
В целом фильм вполне смотрибелен -- во всяком случае, уснуть от скуки вроде бы как не успеваешь и с ритмом (в котором всегда есть проблема в фильмах, где на экране то и дело появляются титры, обозначающие время и место очередного эпизода) дела обстоят вполне прилично -- есть подозрение, что случилось это не без посредства участвовавшего в работе над «Адмиралом» режиссера монтажа Тома Рольфа («Таксист», «9 Ѕ недель», «Лестница Иакова», «Схватка»). Морские баталии, каппелевская атака (показанная уже со стороны далеко не Анки-пулеметчицы), составы, мчащиеся по Сибири, -- все на месте и все вроде бы соответствует действительности хотя бы номинально. Но ей-богу, порой даже жалеешь, что на экране обошлось без старательно избегаемых режиссером, по его собственным словам, «опрощения» и «идеализации» -- будь он чуть более тенденциозен (в любую сторону), смотреть его было бы гораздо интереснее. Он слишком правильный, слишком «с иголочки» -- и блестит как идеально начищенная золотая пуговица, которая оторвалась от адмиральского мундира в вечер знакомства Колчака и Анны. Дух, увы, не захватывает ни в патриотических, ни в любовных эпизодах. Даже какой-нибудь очевидный даже непрофессионалу исторический ляп был бы здесь парадоксальным образом на месте, ибо задержал бы на себе взгляд. Но нет, приходится развлекать себя размышлениями на относительно побочные темы -- не столько «о подвигах, о доблести, о славе», а, например, о воистину бесконечных пространствах вселенной, созданной в нашем кино «Первым каналом». В частности, кажется, что Сергею Безрукову имело бы смысл поручить роль не Каппеля, хотя генеральская борода ему на диво к лицу, а первого мужа Анны, Сергея Тимирева (на самом деле его играет Владислав Ветров) -- тогда бы расклад актерских сил, знакомый со времен второй «Иронии судьбы», был бы абсолютно безупречен. Ну а в сцене разговора Колчака и Керенского (Виктор Вержбицкий) невозможно отвлечься от воспоминаний о «Дозорах» -- ни дать ни взять Завулон и Антон Городецкий выясняют отношения. Но и этих милых нюансов хватает ненадолго.
Специально для «Адмирала» был в натуральную величину (и по чертежам, заказанным в Адмиралтействе) построен макет «Сибирского стрелка», эскадренного миноносца Балтийского флота, которым Колчак командовал до перевода на Черное море. Проделана, что ни говори, впечатляющая, заслуживающая всяческого почтения работа, да и с исторической достоверностью, судя по всему, более-менее в порядке. Проблема лишь в том, что и весь «Адмиралъ» в целом кажется дотошным, качественным, но все-таки макетом фильма. В натуральную, впрочем, величину -- тут уж и вправду не поспоришь.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ