|
|
N°183, 03 октября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Имиджевая политика
«Власть воды» в Русском музее
Выставка «Власть воды» -- идеальный продукт для семейного просмотра. Потакает всем вкусам, напоминая удачно выстроенный огромный супермаркет, где выставлены произведения живописи, графики, иконы, фотографии, скульптура, инсталляции из коллекции самого музея (около 150 экспонатов), а также около 100 произведений из частных собраний коллекционеров Германии, Франции, Израиля. Отсутствие детской площадки, непременного атрибута приличного супермаркета, вполне компенсируется анимацией и кинетическими композициями. Экраны и завораживающие водоустановки способны удержать внимание любого малыша начиная с трех лет на продолжительное время.
Вестибюль корпуса Бенуа разделил пространство экспозиции на две части. Одна из них посвящена традиционному искусству, другая -- актуальному. Человеку XIX столетия для «культурного шока», как теперь говорят, было достаточно представления воды И. Айвазовским («Сотворение мира», 1864, и «Волна», 1889). Подобные картины и теперь впечатляют, но действительно поразить воображение способна лишь видеоинсталляция водопада, которая и стоит, заслоняя «Волну» главного мариниста России. Картины Айвазовского солируют в обширной вводной части, посвященной воде вообще: от иконы («Крещение», «Св. Николай») до И. Репина («Какой простор» великого реалиста -- старческая попытка романтизировать грязно-серые воды Финского залива).
На выставке Русского музея применена уже ставшая имиджевым брендом технология привлечения внимания к тематической экспозиции возможностью увидеть произведения из фондов. В данном случае она удачно льет воду на мельницу «Водоканала», одного из спонсоров показа (они, без сомнения, мечтали бы иметь хотя бы копии этих картин в своем «Музее воды»). Правда, в данном случае лишь отдельные работы, вынутые из запасников, например «Гонка яхт» Н. Бубликова (1934), воспринимаются как новинки. Большинство хорошо известны.
В традиционной части вода разлита по литературным темам, например, мифы, легенды, сказания. Сказочная вода представлена тем же Репиным («Садко», 1876), Н. Милиотти («Рождение Венеры», 1912), Н. Рерихом («Заморские гости», 1902) и Б. Кустодиевым («Степан Разин», 1918). Далее следуют философски спокойные воды И. Левитана («Сумерки», 1899, «Озеро», 1899--1900), ностальгические водоемы Борисова-Мусатова, «Болото» Саврасова -- как знак национальной живописи.
Медитативное спокойствие этого зала сменяется активными купанием и рыбной ловлей. Услаждение тела водой в бане или реке иллюстрируется не только садовой обманкой XVIII века, представляющей обнаженную девицу, но и «Купальщицами» А. Егорова (1834) и А. Венецианова (1829), а также «Мальчиками» К. Петрова-Водкина (1926), «Купанием коней» А. Пластова (1938). Недавно показанные на особой выставке советские Венеры переехали со второго этажа ГРМ на первый. В других работах художников первой половины ХХ века, например в картине «У моря» А. Дейнеки (1957), вода -- это работник. Рабочий раздел позволяет насладиться и редко выставляемым теперь «суровым стилем» 1960-х.
Во второй, актуальной части выставки присутствуют опусы в самых разнообразных жанрах: живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, видео художников Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Нижнего Новгорода. Скульптурная композиция «Фонтан» В. Цаголова (2007), мифологизирующая бандитов, не актуальна по теме, а перфоманс В. Козина «Плавание в шести морях» (2008) архаичен по языку. Действительно актуальным искусством смотрится полимерная композиция Д. Каварги «Распад вовлеченности» (2007), позволяющая почувствовать свое биополе в особой жидкости. Завершает выставку «виртуальный бассейн» -- видеоинсталляция М. Свищева «10 воспоминаний Бассейна» (2008). Плоскость пола, окруженная разбросанными вьетнамками, напоминает водные дорожки, а на центральной стене в круге проецируются неприлично хихикающие девушки. Видимо, главное воспоминание автора было эротическое.
Ни к какому общему знаменателю экспозиция «Власть воды», как и большинство других, сделанных в том же Русском музее по тому же принципу супермаркета, не приводит.
Николай ПРОКОФЬЕВ, Санкт-Петербург