|
|
N°56, 01 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто кому нужен
«У России нет иного выбора, кроме сближения с Западом. Россия имеет на своих южных границах миллионы настроенных враждебно к ней мусульман, на востоке -- Китай с девятикратно большим, чем у России, населением. России ничего не остается, как принять расширение НАТО на Восток». Так оценивает геополитическую ситуацию нашей страны американский политолог Збигнев Бжезинский, статья которого опубликована в немецкой газете Die Welt.
Г-н Бжезинский не в первый раз подталкивает Европу на принципиально ложный путь, ратуя за то, чтобы Россия шла на сближение с Западом без предварительных договоренностей, без условий, которые могли бы обеспечивать ее интересы. Деваться, мол, некуда, и Россия обречена на союз. Но, во-первых, союзы поневоле, как и браки поневоле, никогда не бывают прочными. На самом деле сближение России с Западом началось сразу после того, как рухнула Берлинская стена. Мир был обречен на сближение с Россией так же, как и Россия на сближение с миром, в том числе и с Западом, вследствие тектонических исторических сдвигов.
Многие обозреватели в Европе чаще всего определяют курс президента Путина как прагматический, но такой курс по сути своей исключает создание союзов ради союзов без учета собственных интересов. Где-то рядом постоять, где-то поприсутствовать или чтобы кресло с табличкой «Россия» поставили в высоком собрании -- это не стиль Путина.
Москва обоснованно выступает против расширения НАТО на восток, с точки зрения своих национальных интересов. Дело в том, что если, например, взять аспект возможного присоединения прибалтийских стран к НАТО, то создается неучтенная область, куда может быть обеспечен приток вооружений. Тогда России надо пересматривать согласованные параметры в области количества наступательных обычных вооружений в Европе.
Замечу, что акция в Афганистане уже показала, что американцам НАТО как военная сила абсолютно не нужно в других регионах. Поэтому о НАТО можно говорить только как о факторе, который мог бы служить гарантом политической стабильности в Европе. Военная функция НАТО отмерла.
В Москве многие полагают, что военно-политический блок следует трансформировать в политическую организацию. С участием России в нем можно решать многие вопросы. Без России это сделать значительно труднее. Поэтому, возвращаясь к мысли г-на Бжезинского, думаю, что не только Запад нужен России, но и Россия Западу.
Армен Оганесян, эксперт Совета Европы