Вчера окружной суд в Варшаве продолжил процесс инициаторов введения военного положения 13 декабря 1981 года.
Показания начал давать главный обвиняемый -- 85-летний генерал Войцех Ярузельский (на снимке), которому вменяется в вину «руководство преступным союзом». Болезнь еще одного обвиняемого, 82-летнего бывшего главы МВД Чеслава Кищака не стала основанием для откладывания процесса.
Бывший руководитель социалистической Польши и правящей Польской объединенной рабочей партии отмел предъявленные обвинения, подчеркнув, что введение военного положения было вызвано высшей необходимостью: «Я вновь заявляю, что военное положение спасло Польшу от приближавшейся катастрофы. Военное положение было злом, но это было меньшее зло по сравнению с тем, что случилось бы, если бы оно не было введено». Генерал утверждает, что его действия спасли Польшу от появления на ее территории армий других стран Варшавского договора во главе с СССР, как это было в Чехословакии в 1968 году. Он отметил, что большинство поляков до сих пор считает введение военного положения обоснованным.
Подсудимый вспомнил о преступлениях, совершенных людьми из госаппарата. Речь идет о трагедии 16 декабря 1981 года на шахте «Вуек», где через пару дней после введения военного положения в результате подавления милицией акций протеста погибли девять горняков. Это касается также убийства в октябре 1984 года сотрудниками спецслужб ксендза Ежи Попелушко. (Впрочем, священник стал жертвой уже после того, как военное положение было отменено 22 июля 1983 года.)
«Хотя я узнал об этом спустя годы, я беру на себя ответственность за это. Но власти нельзя приписывать любое преступление», -- сказал Ярузельский. Он подчеркнул, что во время военного положения «армия никогда не использовала оружие», опровергнув информацию о гибели в тот период около ста человек.
«Я приношу извинения. Я сожалею прежде всего о социальной цене этого очень трудного решения и о тех случаях, когда страдали отдельные люди», -- сказал генерал. По его словам, он в те годы «был близок к идеологии социализма, равно как и к возраставшему осознанию необходимости смены системы, сохраняя при этом территориальную целостность Польши». Генерал уверен, что последующий приход к власти оппозиционного профсоюза «Солидарность» стал возможен благодаря его «прагматичным» решениям, хотя "Солидарность" тоже отнюдь "не была десятимиллионным отрядом ангелов".
Подсудимый упрекнул возбудивший следствие Институт национальной памяти (ИНП) за стремление свести обвинение к обыкновенной уголовщине, не учитывая политическую ситуацию 1981 года, когда в стране царил «хаос». Генерал призвал опираться на факты и обещал сослаться в доказательство своей правоты на многие документы. Он предостерег от использования процесса в «текущих политических целях».
Войцех Ярузельский процитировал нынешнего президента Польши Леха Качиньского, который выразил радость, что дожил до выдвижения обвинений тем людям, которые ответственны за ввод военного положения. «Я тоже радуюсь вместе с паном президентом, так как верю, что дело объективно рассмотрит независимый суд», -- заявил генерал. Он продолжит давать показания 6 октября.