Депутаты Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) так и не пришли к единому мнению о том, что же произошло на Кавказе в августе этого года и
кто больше виноват в развязывании пятидневной войны в Южной Осетии. Кавказская тема стала на осенней сессии этой международной организации главной, но депутаты не удовлетворились этим и собираются продолжить обсуждение на следующей сессии в январе. Перед этим они намерены инициировать международное расследование августовских событий, против чего, кстати, не возражают и российские делегаты.
Главная интрига вчерашнего обсуждения состояла в том, потребуют ли депутаты ПАСЕ в своей специальной резолюции, чтобы Россия аннулировала
признание независимости Южной Осетии и Абхазии. Это требование содержалось в девятом пункте проекта резолюции по итогам дискуссий на тему «Последствия войны между Грузией и Россией». (Она звучала именно так, хотя Москва избегает называть себя прямой участницей конфликта, напирая на то, что Грузия напала на Южную Осетию, а Россия лишь защитила последнюю и далее играла посредническую роль в остановке боевых действий.)
Российские депутаты предлагали оставить в этом пункте лишь первую фразу об «осуждении признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии», вычеркнув продолжение со словами: «Ассамблея подтверждает свою приверженность территориальной целостности и суверенитета Грузии и призывает Россию аннулировать признание независимости Южной Осетии и Абхазии, признав в полном объеме суверенитет и территориальную целостность Грузии, как и нерушимость ее границ». Однако позиция россиян не нашла поддержки большинства. После голосования по резолюции вчера вечером в ней так и остался призыв к Москве отказаться от признания независимости Южной Осетии и Абхазии.
В семистраничном документе также указывается на противоречивость сведений о жертвах конфликта и содержится призыв начать независимое расследование фактов, приведших к «открытым и полномасштабным военным действиям», потому что «Грузия и Россия оспаривают факты, касающиеся начала войны». Тем не менее в резолюции признается, что к «новому витку эскалации» привел все-таки «обстрел Цхинвали грузинскими войсками 7 августа», после чего последовал «российский контрудар».
Российские депутаты уже заявили, что ни о каком отказе от признания независимости Южной Осетии и Абхазии не может идти речи. Как сказал корреспонденту "Времени новостей" член российской делегации, член Совета Федерации Валерий Сударенков, обсуждение проекта резолюции оставило у него «тяжелое впечатление», так как, по его мнению, Россию пытались «загнать в тупик».
Российский парламентарий Валерий Сударенков заметил также в интервью "Времени новостей", что европейские коллеги не могли не отдавать себе отчета в невыполнимости выдвинутого ими требования. Ведь это означало бы для российского руководства «потерю лица». «Предъявляя нереалистичные требования, Парламентская ассамблея Совета Европы бьет и по собственному авторитету. Многое можно отыграть назад. Но здесь возврат невозможен, это требование необъяснимо с точки зрения здравого смысла. Они добьются только того, что в январе российские депутаты в Страсбург не приедут», -- заявил наш собеседник.
В январе может снова встать вопрос о временном лишении делегации россиян ряда полномочий, включая право голоса при обсуждении выносимых на голосование документов. Позавчера парламентарии уже высказали свое мнение по этому вопросу, и большинство депутатов проголосовало против того, чтобы наказывать представителей России за войну на Кавказе. На этот раз предлагается ограничить в полномочиях не только россиян, но и грузин, которые, по убеждению многих депутатов, несут свою долю ответственности за развязывание военных действий. Кипрский депутат Кристос Пургуридис предложил внимательно проследить, как Москва и Тбилиси будут выполнять достигнутые мирные соглашения. В случае нарушений он считает необходимым вернуться в январе к вопросу о наложении санкций на российскую или грузинскую делегацию, а то и на обе стороны сразу. Но эта его поправка к резолюции вчера принята не была, хотя предложение еще может быть обсуждено на январской сессии.
Французский представитель Жан-Клод Миньон пошел еще дальше, призвав не дожидаться января, а провести в случае явных нарушений чрезвычайную сессию ПАСЕ. Чтобы она не превратилась в пустые разговоры, он настаивал на приглашении к участию в ней ведущих политиков мира, включая генерального секретаря ООН и руководителей других международных организаций. Но и это предложение не было зафиксировано официально.
Среди более чем 300 депутатов, работающих в ПАСЕ на постоянной основе, оказалось немало критиков России. Но многие предлагали подойти к проблеме взвешенно. Швейцарец Андреас Гросс призвал «не мстить России за советское прошлое». Британец Майкл Хэнкок и вовсе посоветовал задуматься над вопросом: «Что произошло бы, если бы Россия не вмешалась? Если бы Грузия продолжила безнаказанно убивать своих собственных граждан? Кто-то же должен был вмешаться и остановить это убийство?»
Некоторые вчерашние выступления в Страсбурге начинались со слов «мы до сих пор не знаем, кто на самом деле начал войну». Депутаты честно признавали, что им еще многое неясно, хотя основной докладчик по этой теме бельгиец Люк ван ден Бранде все-таки заявил, что «7 августа первыми атаковали с грузинской стороны, а Россия ответила». Парламентарий пришел к этому выводу после того, как во главе делегации своих коллег посетил в конце сентября Москву, Тбилиси и Цхинвали.
Побывавший вместе с ним в той поездке венгр Матиас Йорш предлагает вообще оставить за скобками вопрос о том, кто виноват и кто первым начал, а заняться налаживанием диалога между противоборствующими сторонами. Деятельность парламентариев действительно может помочь созданию механизмов обеспечения безопасности в Кавказском регионе. Кроме того, европейские структуры готовы оказать помощь многочисленным беженцам и пострадавшим от этого конфликта, а также заняться разминированием территорий и восстановлением разрушенной во время войны инфраструктуры.
Россию критиковали в Страсбурге не только из-за событий на Кавказе, но и потому что российский парламент до сих пор не ратифицировал 14-й протокол Конвенции Совета Европы по правам человека, из-за чего буксуют реформы в Европейском суде по правам человека. Выступавший вчера на сессии шведский премьер-министр Фредрик Рейнфельдт намекнул, что если Россия и дальше будет с этим медлить, то можно будет попытаться найти способы обойтись без нее: «Неопределенно долго мы ждать не можем, и если этот документ не будет ратифицирован, то надо будет найти иной путь решения проблемы».