Решение о самороспуске "Союза правых сил" было принято вчера на федеральном политсовете СПС. Об этом сообщил Леонид Гозман, исполняющий обязанности лидера партии после того, как предыдущий предводитель правых
Никита Белых подал в отставку, заявив, что не готов участвовать в инициированном с участием Кремля правом проекте, создание которого планируется на месте прежней СПС.
Речь идет о формировании новой партии либерального толка. Помимо представителей СПС в нее должны войти члены Демократической партии России и партии «Гражданская сила». На 15 ноября все три организации запланировали проведение съездов, которые должны юридически оформить их самороспуск. После чего начнется процесс оформления новой партии. Уже объявлено, что в переговорах по ее созданию будет участвовать от СПС Леонид Гозман, от ДПР -- беспартийный бывший шеф-редактор «Известий» политолог Георгий Бовт и от «Гражданской силы» -- также беспартийный лидер «Деловой России» Борис Титов.
Инициаторы создания новой партии не делают тайны из отношений, связывающих их с федеральной властью. «Мы действительно координируем свою работу с Кремлем, с администрацией президента», -- сказал на вчерашней пресс-конференции г-н Титов. Видимо, с непривычки эта координация дается либералам нелегко -- во всяком случае г-н Гозман позволил себе вчера еретическую оговорку: «Власть ничего не может дать, она может мешать». Но это вопрос практики. Иначе трудно предположить, что правые могут рассчитывать на регистрацию «с нуля» своей организации по тем нормам закона «О партиях», которые уже сократили число политических объединений в России до минимума.
Название новому детищу пока не подобрали, также ничего пока не сообщается о том, кто встанет у его руля. По некоторым сведениям, тремя сопредседателями партии могут оказаться как раз Леонид Гозман, Георгий Бовт и Борис Титов. Известно, что в новую партию скорее всего вступят организатор СПС, ныне глава госкорпорации «Роснанотех» Анатолий Чубайс, экс-депутат Госдумы Борис Надеждин и нынешний лидер ДПР Андрей Богданов. Последний, правда, пояснил «Времени новостей», что готовится стать не руководителем, а рядовым членом партии: «Я знаю неоднозначную позицию некоторых членов СПС по моей кандидатуре, и если для объединения демократов нужно, чтобы я ушел со своего поста, я готов уйти». А вот предводитель «Гражданской силы» Михаил Барщевский к братьям-либералам не присоединится -- он вчера заявил о своем уходе из политики.
Хотя новая партия пока существует только в проекте, Леонид Гозман уже полон решимости вести ее на парламентские выборы 2011 года. «Мы, безусловно, успеем», -- ответил он на вопрос, закончится ли формирование организации к следующей думской кампании. А Борис Титов заранее предложил ринуться в бой за сердца электората рука об руку с партией «Яблоко», объединиться с которой так долго и безуспешно пытался сам СПС. Между тем глава «Яблока» Сергей Митрохин уже заявил, что "объединение СПС с прокремлевскими марионетками ставит крест на идее слияния двух демократических партий".
Скептиков хватает и в самом СПС, в частности, против решения о роспуске СПС проголосовал вчера член политсовета Валерий Бакунин. Позже он заявил, что примет участие в параллельном либеральном проекте, который собираются возглавить экс-лидер СПС Борис Немцов и экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. Г-н Немцов через свой блог в Интернете уже призвал эспээсовцев присоединиться к создаваемому им движению, а не идти в новый партийный проект Кремля.
«Союз правых сил» был создан как избирательный блок к парламентским выборам 1999 года. Тогда в него вошел целый ряд мелких демократических организаций, названия большей части которых сейчас с трудом припомнит даже искушенный политолог. Как партия организация была оформлена в 2001 году. Однако сами правые всегда возводили свою генеалогию к партии «Демократический выбор России» Егора Гайдара и на этом основании вели отсчет истории СПС с 1994 года. Сам по себе «Союз правых сил» де-факто прошел в Госдуму на парламентских выборах только один раз -- в 1999 году. В 2003 году СПС получил на выборах в Думу 3,97% голосов, что не позволило ему преодолеть проходной барьер, тогда еще составлявший 5%. Аналогичная судьба постигла тогда и «Яблоко». После 2003 года обе эти организации фактически лишились легального политического пространства и начали эволюционировать в сторону неформальной оппозиции. Однако радикализация лозунгов не принесла правым электорального успеха: на выборах 2 декабря 2007 года СПС набрал лишь 0,96% голосов. В неудачах винили пресловутый административный ресурс и информационную блокаду.
Провал на последних парламентских выборах означал помимо серьезного удара по имиджу и самолюбию еще и серьезные финансовые неприятности. Пять лет назад набранных СПС процентов хватило на то, чтобы получить положенное по закону пусть небольшое, но гарантированное государственное финансирование. Одновременно партия избавлялась от необходимости оплачивать печатные площади и эфирное время на радио и ТВ, предоставленные бесплатно для предвыборной агитации. Зато после последних выборов СПС лишилась скудного казенного пайка и приобрела долг за агитацию -- точный его размер определить трудно, но представители Центризбиркома называли суммы вплоть до 7--8 млн долл. Разумеется, таких средств у балансирующей на грани небытия политической организации не было. На повестке оказался вопрос о существовании партии. И ответом на него для руководства СПС стал уход на политическую площадку, предложенную властью, которой партия долгие годы пыталась оппонировать.