Время новостей
     N°182, 02 октября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2008
Его реабилитированное величество
Президиум Верховного суда признал Николая II и его семью жертвами репрессий
Многолетняя борьба потомков дома Романовых за восстановление исторической справедливости увенчалась успехом: президиум Верховного суда признал последнего российского императора Николая II и членов его семьи жертвами политических репрессий, подлежащими реабилитации. Прорыв в затянувшемся «деле о царской семье» дает надежду на то, что сдвинутся с мертвой точки и другие «исторические процессы», прошедшие не через одну судебную инстанцию, -- например, иски родственников жертв катынского расстрела.

Великая княгиня Мария Владимировна в интервью РИА Новости сказала о решении президиума ВС: «Это не только важнейшее событие для нашей семьи, это победа для всей России. Я очень рада, что в России наконец-то поняли, как это важно для современной России -- суметь взять на себя историческое наследие во всей его полноте. Этот принципиальный шаг свидетельствует о том, что Россия действительно находится в правовом поле, что страна встала на путь перемен и что она может идти вперед бодро и храбро». Мария Владимировна даже добавила, что «готова помочь России в поддержании нового имиджа великой и смелой страны».

В постановлении, которое вчера вынес президиум ВС, говорится: «Признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаевну и Романова Алексея Николаевича». Как пояснили в ВС, суд в надзорном порядке удовлетворил жалобу адвоката российского императорского дома Германа Лукьянова, который в течение трех лет через прокуратуру и судебные инстанции добивался признания того, что царская семья, расстрелянная большевиками, стала жертвой государственного террора. Как подчеркнул сам адвокат в беседе с корреспондентом «Времени новостей», речь идет о «моральной победе», а не о получении каких-то материальных компенсаций от государства (тем более что по закону «О реабилитации жертв репрессий» возмещение имущественного ущерба полагается лишь наследникам первой очереди, а таковых у семьи Николая II, по понятным причинам, не осталось).

«Таким образом, было отменено решение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда от 8 ноября прошлого года о том, что Николай II и его близкие не подлежат реабилитации», -- констатировал г-н Лукьянов. По его словам, суд принял во внимание более двухсот документальных свидетельств, которые глава императорского дома великая княгиня Мария Владимировна начиная с 2005 года предоставляла в различные судебные инстанции. Адвокат подчеркнул, что нынешнее судебное решение лишает силы и заключение Генеральной прокуратуры РФ, «из которого следовало, что император и его семья не были жертвами тоталитарного советского режима, а, по сути, явились жертвами уголовного преступления или частного произвола -- хотя расстрел в подвале дома Ипатьева в ночь на 17 июля 1918 года был проведен по решению Уральского совдепа, а на следующий день это постановление было легализовано решением ВЦИК».

Герман Лукьянов отметил, что и в ходе вчерашнего заседания представитель Генпрокуратуры вновь возражал против реабилитации царской семьи. По мнению ведомства Юрия Чайки, это требование не соответствует законодательству о восстановлении прав жертв репрессий -- оно требует, чтобы в отношении потерпевших было вынесено решение судебного или внесудебного органа (к таким органам, например, относятся «особые тройки» НКВД времен сталинских репрессий). В пресс-службе Генеральной прокуратуры «Времени новостей» отказались комментировать позицию представителей ведомства на заседании президиума ВС, однако сослались на заключение, которое 26 сентября прошлого года подписал первый замгенпрокурора Александр Буксман. В нем, в частности, говорилось: «В ходе соответствующей проверки было установлено, что достоверных свидетельств существования каких-либо официальных решений судебных или внесудебных органов, наделявшихся судебными функциями, о применении к погибшим репрессии не имеется. Наличие соответствующего решения является одним из обязательных условий для решения вопроса о реабилитации».

Однако, по мнению адвоката Лукьянова, наличие приговора суда не является необходимым условием для признания погибших жертвами политических репрессий, ибо «в целом репрессиями считается принуждение со стороны государственных органов, наделенных полномочиями, ограничивающих права и свободы граждан». А к таковым органам вполне можно отнести и Уральский совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, который 12 июля 1918 года отдал распоряжение о казни бывшего царя и об уничтожении трупов, останки которых были закопаны в районе Коптяковской дороги в окрестностях Екатеринбурга. «Что это, как не акт террора, санкционированный большевистским государством?» -- задает риторический вопрос Герман Лукьянов. Решение, вынесенное Верховным судом, свидетельствует о том, что российская Фемида прислушалась к доводам дома Романовых, и доказывает, что государство отказывается от тоталитарного прошлого и осуждает его, с удовлетворением констатировал адвокат. Он напомнил, что президиум ВС -- высшая инстанция, поэтому если Генпрокуратура пожелает оспорить этот вердикт, то она сможет это сделать разве что в Страсбургском суде.

Особую позицию по поводу политической реабилитации последнего царя заняла Русская православная церковь. Как заявил агентству РИА Новости глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, «церковь радует восстановление справедливости в отношении любых людей, тем более царской семьи, которая канонизирована церковью». При этом, по словам о. Владимира, для РПЦ вопрос формальной, юридической реабилитации «не является принципиальным», так как невиновность царственных мучеников и вина их палачей не вызывают сомнения. «Церковь уже во всей полноте выразила свое отношение к императору Николаю Александровичу и его семье, прославив их как святых царственных страстотерпцев», -- заметил замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Но все же, по мнению о. Всеволода, «не может не вызывать удовлетворение то, что и государство в лице высшего российского суда ясно назвало расправу над царской семьей необоснованной, то есть сказало, что члены царской семьи не были преступниками».

Примечательно, что в последние дни начались подвижки и в другом «реабилитационном» деле, имеющем отношение к трагическим событиям прошлого века. Во вторник стало известно о том, что Главная военная прокуратура РФ выполнила решение суда, передав родственникам польских офицеров, расстрелянных в 1940 году в Катыни, секретные документы, в том числе решение о прекращении «катынского дела», которое было принято ГВП 21 сентября 2004 года. Московский окружной военный суд, который рассматривал жалобу, поданную адвокатом родственников жертв Анной Ставицкой, объявил перерыв в заседании до 9 октября. Как пояснила г-жа Ставицкая, это нужно для того, чтобы истцы имели возможность ознакомиться с секретными материалами. Адвокат возлагает надежду на то, что военный суд непредвзято рассмотрит аргументы родственников погибших и прекращенное дело будет возобновлено. Напомним, что ранее родственники жертв Катыни безрезультатно пытались оспорить решение ГВП сначала в Хамовническом суде столицы (см. «Время новостей» от 23 мая), а затем и в Мосгорсуде. Городской суд счел отказ нижестоящей инстанции законным, но при этом признал неправомерным отрицательное решение Хамовнического суда по второму иску родственников катынских офицеров -- по поводу реабилитации расстрелянных. Дело было возвращено в районный суд на новое рассмотрение.

Михаил МОШКИН