Сегодня в демилитаризованной зоне (ДМЗ), разделяющей два корейских государства, впервые после избрания в начале нынешнего года президентом Южной Кореи не слишком любимого северянами Ли Мен Бака, пройдут переговоры по военным вопросам между представителями Сеула и Пхеньяна. Потепление межкорейских отношений создает благоприятный фон для экстренной миссии помощника госсекретаря США Кристофера Хилла, прибывшего вчера через ДМЗ в Пхеньян на встречу со своим традиционным собеседником замглавы МИДа Ким Ге Гваном. Цель американца --
отговорить Пхеньян от возобновления ядерной программы, сохранив в силе договоренность о демонтаже ядерных объектов КНДР в обмен на международную помощь.
«Мы находимся в критической фазе переговоров», -- подчеркнул Хилл перед отъездом из Сеула. В середине августа КНДР сообщила о прекращении демонтажа своих ядерных объектов и пообещала рассмотреть вопрос о восстановлении головного реактора в Енбене. Пхеньян объявил о готовности «прекратить ядерное разоружение» в ответ на невыполнение американцами своих обязательств. США так и не исключили КНДР из списка стран -- спонсоров международного терроризма, хотя обещали сделать это через 45 дней после передачи северокорейцами 26 июня партнерам по переговорам перечня сведений о своих ядерных программах.
Пхеньян отчет передал, но в ответ США потребовали, чтобы им разрешили проводить в КНДР внезапные инспекции на любых интересующих американцев объектах и дали возможность без свидетелей допрашивать северокорейских атомщиков. Для Пхеньяна эти требования неприемлемы, ответом на них стало заявление о возобновлении ядерной программы. Источники в госдепе США озвучивают разные версии миссии Хилла -- тот якобы везет в Северную Корею «новый пакет экономических стимулов» в обмен на ускоренное разоружение или предложение о временном снятии американских санкций, связанных со статусом КНДР как «спонсора терроризма». Но требования о проведении инспекций и собеседований остаются в силе, что оставляет мало надежд на успех переговоров.
Как раз накануне приезда Хилла южнокорейская разведка зафиксировала «подозрительную активность» в районе полигона Панджи, где КНДР провела 9 октября 2006 года первое ядерное испытание. А вчера в США появилось интервью экс-главы отдела Восточной Азии ЦРУ Артура Брауна, сказавшего, что Пхеньян может всего за одну-две недели возобновить в Енбене работу завода по производству оружейного плутония. По оценке Брауна, «Северная Корея вовсе не намерена отказываться от ядерного оружия», а потому переговоры с ней являются «иллюзией», хотя «военного выбора у США тоже нет». Впрочем, вчера же в южнокорейский Пусан для совместных учений с ВМС Южной Кореи выдвинулся американский ядерный авианосец «Джордж Вашингтон».
«Надо отделять позицию прагматика Хилла от позиции его начальства, которое на определенном этапе -- особенно когда Пентагон возглавлял Дональд Рамсфелд -- очень сильно связывало ему руки», -- сказал «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. «Хилл заинтересован в переговорах ради разоружения КНДР, а не в качестве предлога для смены режима в этой стране. Он может добиться важных результатов. Вопрос в том, насколько Вашингтон воспользуется ими и насколько северокорейцы будут ему доверять, зная, что США не выполнят свою часть обязательств», -- сказал эксперт.