Сегодня варшавский окружной суд намерен продолжить начатый 12 сентября процесс над инициаторами военного положения, которое было введено в социалистической Польше 13 декабря 1981 года и длилось более полутора лет. Прокурор Института национальной памяти (ИНП) представил обвинительный акт и его обоснование.
На скамье подсудимых остались семеро из девяти высокопоставленных деятелей во главе с 85-летним Войцехом Ярузельским, который в то время был первым секретарем правящей Польской объединенной рабочей партии, премьером, министром обороны и главой Военного совета национального спасения.
В вину обвиняемым ставится «участие в преступном союзе военного характера с целью совершения преступлений». Среди них бывший партийный лидер Станислав Каня, экс-министр МВД Чеслав Кищак, бывший начальник генштаба Флориан Савицкий. Всем им за 80 лет, один из обвиняемых до начала процесса не дожил, а 91-летний Эуген Кемпар, который в 1981 году был членом Госсовета, перенес инфаркт и был освобожден от процесса.
Еще 25 сентября суд намеревался заслушать показания обвиняемых, но из-за болезни одного из адвокатов заседание перенесли на неделю -- на 2 октября. Первым в списке идет генерал Ярузельский. ИНП выдвинул ему самое тяжкое обвинение -- руководство преступным военным союзом, который был направлен на разгром оппозиционного независимого профсоюза «Солидарность». По этому обвинению ему грозит десять лет тюрьмы.
В разговоре с корреспондентом «Времени новостей» Войцех Ярузельский сказал, что готов к процессу и выступлению на нем. Он сообщил, что его выступление содержит не менее 200 страниц, готовил он его очень тщательно до последней минуты. Генерал заметил, что чтение одним днем не закончится, так как судмедэкспертиза позволила ему находиться в зале суда три-четыре часа, но он будет стараться максимально использовать отведенное ему время. Ярузельский подчеркнул, что он очень заинтересован в том, чтобы его объяснения были услышаны в зале суда, поэтому до оглашения показаний он отказывал СМИ в интервью.
Генерал обрел весьма влиятельных защитников. Бывший лидер «Солидарности» и экс-президент Лех Валенса сообщил, что во время его встреч с Папой Римским Иоанном Павлом II тот всегда спрашивал о генерале Ярузельском и всегда им интересовался. Это подтверждают и близкие соратники почившего поляка. Бывший посол Италии в Москве Сержо Романо, ныне известный обозреватель, предложил Ярузельскому настаивать на том, что «результаты военного положения были обратимыми» -- они не раздавили антикоммунистическую оппозицию, способствовали перестройке и дали возможность в 1989 году организовать «круглый стол» тогдашней власти с ее противниками.
На этом фоне в Польше развернулась кампания за сокращение высоких пенсий бывших сотрудников спецслужб, а также «авторов военного положения». Правящая партия «Гражданская платформа» (ГП) представила законопроект, в котором многие увидели политическую месть. Экс-президент Александр Квасьневский даже предсказал лидеру ГП премьеру Дональду Туску, что этим он заранее оттолкнул от себя левую часть электората на будущих президентских выборах. Установившие военное положение генералы могут потерять до 6 тыс. злотых (2,5 тыс. долл.) из ежемесячной пенсии. Войцеха Ярузельского это не коснется -- у него пожизненная президентская пенсия.