|
|
N°56, 01 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспий обманул ученых
Коридор «Север--Юг» будет дешевле
Министры транспорта и путей сообщения России Сергей Франк и Геннадий Фадеев в минувшую субботу прилетели на вертолете в порт Оля, строящийся в дельте Волги. Министр Франк (в ведении которого находятся отечественные порты) на месте объяснил коллеге, что к Оля нужно протянуть железную дорогу. Министр Фадеев согласился, что на это дело стоит поискать денег.
Порт Оля находится в дельте Волги, ниже Астрахани, и призван дополнить портовые мощности последней. Оля занимает важное место в проекте транспортного коридора «Север--Юг», поддержанного российским правительством. Сейчас грузовые паромы уже ходят из Оля в порты Северного Ирана. Для открытия полноценного коридора предполагается наладить паромно-железнодорожную переправу. Она позволит пропускать грузы из Индии и стран Персидского залива в Европу (и обратно) без перевалки с одного вида транспорта на другой, прямо в железнодорожных вагонах. Пока этому мешает одно серьезное препятствие: с иранской стороны железная дорога к берегу Каспия подходит, а с нашей (в Оля) нет.
Для соединения с существующей российской сетью железных дрог от Оля надо протянуть ветку длиной 50 км. В 1993 году был разработан проект такой ветки стоимостью 200 млн долл. до станции Зензели. Позавчера начальник морской администрации порта Астрахань Виктор Пащенко обрадовал прибывших министров Франка и Фадеева сообщением, что первоначально предусмотренный объем строительных работ поддается большому сокращению. Дело в том, что в начале 90-х ученые исходили из не оправдавшегося впоследствии прогноза, что уровень Каспия в обозримом будущем повысится на 20 метров. А он поднялся всего на четыре и остановился. Соответственно, оказалось возможным протянуть более скромную железнодорожную ветку от Оля до станции Яндыки стоимостью всего 43--45 млн долларов.
Правда, таких свободных денег в бюджете МПС тоже нет. А Минтранс, из бюджета которого оплачено строительство причалов в Оля, полагает, что на дорогу должны раскошелиться именно железнодорожники. В новом порту и на последующем совещании в астраханской обладминистрации с участием начальства из других регионов Южного федерального округа Фадеев подчеркнул высокое государственное значение проекта «Север--Юг», воскликнув: «Этому коридору быть!» Но на вопрос о деньгах посоветовал местным коллегам активнее искать средства у местных инвесторов. К финансированию ветки планируется привлечь судоходные компании и грузоотправителей, которые в будущем воспользуются ее услугами.
Михаил КУКУШКИН, Астрахань